Мужские        02.05.2024   

Индивидуально типологические особенности детей раннего возраста. Индивидуально-типологические особенности ребенка

Описание работы

Цель исследования – изучение соотношения особенностей общения и типов темперамента статуса у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1) дать определение темперамента, его типов и свойств относительно дошкольного возраста;
2) провести экспериментальное исследование на выявление особенностей общения дошкольников разного темперамента;
3) определение социометрического статуса дошкольников в группе.

Введение
Раздел I. Темперамент ребенка
1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента
1.2 Психологическая характеристика типов темперамента
1.3 Ребенок в системе дошкольного воспитания
1.4 Педагогика и «завтрашний день» ребенка
Раздел II. Особенности темперамента ребенка
2.1 Развитие темперамента в дошкольном возрасте
2.2 Характеристика детей с разными типами темперамент
2.3 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
2.4 Экспериментальное исследование особенностей общения дошкольников разного темперамента
Раздел III. Поведение ребенка в дошкольном учебном заведении
3.1 Адаптация в дошкольном учреждении
3.2 Типичные психологические проблемы детей-дошкольников
3.3 Практическая часть
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе, меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением) . Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.

Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом


1.3 РЕБЕНОК В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем, саму программу он, по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления, может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой.

Возможности маленького ребенка велики. Исследования, проводившиеся в последние годы в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. Данные о больших возможностях дошкольников дают основание родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного использования этих возможностей, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня их физического, умственного и эстетического развития, воспитания у них таких нравственных представлений, чувств и привычек, формирование которых ранее осуществлялось на более поздних ступенях развития.

Однако проблема заключается в том, как далеко следует идти по пути интенсификации дошкольного воспитания, каковы пределы разумного использования детских возможностей.

Исходя из данных о больших потенциальных возможностях маленьких детей, приходят к выводу, что «революция» в педагогике якобы будет достигнута в результате сверхраннего, максимально форсированного обучения, обеспечивающего ускорение, искусственную акселерацию детского развития. С этой точки зрения возможности маленького ребенка безграничны. Как выразился однажды известный психолог профессор Оксфордского университета Д. Брукнер, ребенка любого возраста можно обучить каким угодно знаниям, если использовать для этого соответствующие методы. Имеются данные, например, что при специальной интенсивной тренировке младенцы могут научиться плавать, трехлетние малыши усваивают навыки чтения и печатания на машинке, дети 4-5 лет овладевают довольно сложными логико-математическими операциями и т. д.

В процессе совершенствования содержания и методов дошкольного воспитания надо иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с маленьким ребенком, созревание организма которого еще продолжается, формирование морфофизиологических свойств мозга которого еще не закончилось и работоспособность которого еще ограничена. Поэтому надо учитывать не только то, какие знания и умения дошкольники могут усвоить при интенсивной тренировке, но и то, каких физических и душевных сил это от них потребует.

Ибо всякая перегрузка и вызываемое ею переутомление грозят оказать отрицательное влияние на состояние здоровья дошкольника, на его физическое и умственное развитие. Для того чтобы избежать перегрузок, надо рационально организовать режим

дня ребенка, предусмотрев правильное чередование сна и бодрствования, кратковременные (не более 30 минут) учебные занятия и свободные игры - все мероприятия, проводимые в закрытом помещении, и физические упражнения, а также прогулки на свежем воздухе.

Во-вторых, надо учитывать не только то, что может заучить ребенок, но и то, в какой мере он способен осмыслить усвоенное и насколько это полезно для общего развития малыша.

В-третьих, преждевременное, сверхраннее обучение дошкольника грозит нарушить нормальный ход гармонического развития человеческой личности. Дело в том, что на каждой ступени возрастного развития формируются в определенной последовательности ценнейшие человеческие качества и способности. Так, при правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Все эти качества имеют первостепенное значение не только для маленького ребенка, но и для зрелого, взрослого человека. Причем обнаруживается, что, если в дошкольном возрасте такого рода качества не будут надлежащим образом сформированы, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Задача заключается в том, чтобы, учитывая возрастные особенности и возможности малыша, воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять эту действительность в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости. Для воспитания этих важнейших качеств в

дошкольном возрасте имеются особо благоприятные условия, и, будучи сформированы надлежащим образом в первые годы жизни ребенка, они войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности.

1.4 ПЕДАГОГИКА И «ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ» РЕБЁНКА

В период от 3-х до 6-7 лет у ребенка продолжается быстрое развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Основная его деятельность - игра. Постепенно формируются новые мотивы игры: исполнение роли в воображаемой ситуации. Образцом главной роли служит взрослый. Если вчера это чаще всего были мать, отец, воспитатели, то сегодня под влиянием разрушающего детскую психику телевидения кумирами нередко становятся гангстеры, грабители, боевики, насильники, террористы. Прямо в жизнь дети переносят все, что видят на экране. Подтверждается положение о решающей роли условий жизни и воспитания в психическом и социальном развитии ребенка.

Природные свойства, задатки выступают лишь условиями, а не движущими силами развития ребенка. Как формируется ребенок, каким он растет - зависит от окружающих его людей, от того, как они его воспитывают. Дошкольное детство - это возрастной период, когда процессы развития во всех направлениях идут очень интенсивно. Созревание мозга еще не завершилось, функциональные особенности его еще не сложились, работа его еще ограничена.

Дошкольник очень пластичен, легко поддается обучению. Возможности его значительно выше, чем предполагают родители и педагоги. Эти особенности нужно в полной мере использовать в воспитании. Необходимо позаботиться, чтобы оно имело всесторонний и гармонический характер. Только органично связывая нравственное воспитание с физическим, трудовое с эмоциональным, умственное с эстетическим, можно достичь равномерного и согласованного развития всех качеств. Способности дошкольника проявляются в точности, чувствительности восприятия, умении вычленять наиболее характерный свойства предметов, разбираться в сложных ситуациях, уверенном использовании в речи логико-грамматических конструкций, наблюдательности, смекалке. К 6 годам развиваются и специальные способности, например музыкальные.

Мышление ребенка связано с его знаниями - чем больше знает ребенок, тем больше у него запас представлений для возникновения новых мыслей. Но, приобретая все новые и новые знания, ребенок не только уточняет свои прежние представления - он попадает в круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Это создает определенные «барьеры» для нарастающего развития познавательного процесса. Он вынужден «тормозить» перед непонятным. Мышление сдерживается возрастом и остается «детским». Конечно, различными хитроумными способами можно несколько форсировать этот процесс. Но, как показал опыт обучения шестилетних детей, вряд ли нужно к этому стремиться. Ребенок дошкольного возраста очень любознателен, задает много вопросов, требуя немедленного ответа. В этом возрасте он продолжает быть неутомимым исследователем. Многие педагоги полагают, что нужно идти за ребенком, удовлетворяя его любопытство и обучая тому, к чему он сам проявляет интерес, о чем спрашивает.

В этом возрасте происходит наиболее продуктивное развитие речи.

Увеличивается словарный запас (до 4000 слов), происходит развитие смысловой стороны речи. К 5-6 годам большинство детей овладевает правильным звукопроизношением. Постепенно меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми.

Продолжается формирование социальных норм и трудовых навыков. Некоторые из них, например убирать за собой, умываться, чистить зубы и т. п., дети пронесут через всю жизнь. Если же упущен период, когда эти качества интенсивно формируются, то наверстать упущенное будет нелегко. Ребенок этого возраста легко перевозбуждается. Ежедневный просмотр даже коротких телевизионных передач вреден для его здоровья. Нередко уже двухлетний малыш сидит с родителями по часу и более у телевизора. Он еще не в состоянии осмыслить того, что слышит и видит. Для его нервной системы это сверхсильные раздражители, утомляющие слух, зрение. Только с трех-четырехлетнего возраста можно разрешать ребенку смотреть детскую передачу в течение 15-20 минут 1-3 раза в неделю. Если перевозбуждение нервной системы случается часто и длится долго, то уже к школе ребенок страдает нервными заболеваниями. По некоторым оценкам, лишь четверть детей приходят в школу здоровыми. И виной тому все тот же злополучный телевизор, который лишает

Типологические особенности Высшей нервной деятельности ребенка. Н.И.Красногорский, изучая ВНД ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.

  • 1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип . Характеризуется быстрым образованием прочных условных рефлексов. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
  • 2. Сильный, уравновешенный, медленный тип . У детей этого типа условные связи образуются медленнее и прочность их меньше. Дети этого типа быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
  • 3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип . Условные рефлексы у таких детей быстро угасают. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью. Их речь быстрая с отдельными выкрикиваниями.
  • 4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания , но пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа ВНД. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, корригирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте .

Низшая и высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды. Последние приобретают ведущее значение в постнатальном периоде, поэтому на семью и учебные заведения ложится основная ответственность за развитие интеллектуальных возможностей человека.

ВНД ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Тогда у плода появляются первые сосательные и дыхательные движения, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных рефлексов, которые обеспечивают ему нормальное функционирование вегетативной сферы.

Возможность простых пищевых условных реакций возникает уже на 1-2-е сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата.

Со 2-го месяца жизни образуются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Большое значение в совершенствовании условно-рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.

К концу 1-го года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

На 2-м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.

2-й и 3-й год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Этот возраст ребенка характеризуется «предметным» характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка.

Период до 3-х лет характеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов - последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время - прием пищи, время сна и др.).

Возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.

К 5-7 годам еще более повышается роль сигнальной системы слов и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы - кора больших полушариев.

ВНД детей от 7 до 18 лет . Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) - период относительно «спокойного» развития ВНД. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка.

Но только при обучении письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все, более отдаляясь от связанных с ним образов, предметов и действий. Незначительное ухудшение процессов ВНД наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе.

Особое значение для педагогов имеет подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.

Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы.

Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Биологическое и социальное в структуре личности.

Эндопсихика (биологическое) как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика (социальное) определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может, так или иначе, относится. Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность т.д., а экзопсихика - систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Биологическое, входя в личность человека, становится социальным.

Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности .

Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Структуру личности составляют характер, темперамент и способности.

Понятие о характере.

В переводе с греческого "характер" - это "чеканка", "примета". Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы.

Характер человека всегда многогранен. В нем могут быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться "белой вороной"), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае, при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности. Однако не всегда человек трусливый может вести себя именно так, он может вести себя даже нагло, вуалируя тем самым свой недостаток, но конечно, выше перечисленные качества будут преобладать.

Среди черт характера некоторые могут выступать как основные. В жизни встречаются более цельные характеры и противоречивые. Среди цельных характеров можно, по крайней мере, выделить определенные типы.

Характер человека проявляется:

1. В том, как он относится к другим людям;

2. Показательно для характера отношение человека к себе;

3. Характер обнаруживается в отношении человека к делу;

4. Характер проявляется в отношении человека к вещам.

Акцентуация черт характера.

Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.

Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно.

Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера: Интровертный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя; экстровертный тип - эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность; неуправляемый тип - импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.

Основные особенности неврастенического типа акцентуации характера - преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам.

Для сензитивного типа свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязанности, но как только ситуация требует от них смелости и решительности, они тот час же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт, то сразу становится видна их чувствительность и непомерные требования к себе. Если начать им сочувствовать, то они могут даже расплакаться.

Характер и темперамент.

От природы человек получает лишь возможности развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности человека, в частности его темперамент. Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий.

К чертам темперамента относятся сила или слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения.

Типы темперамента: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический.

Черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.

К холерикам относят энергичных, вспыльчивых, "страстных" людей. Меланхоликами назывались робкие, нерешительные, грустные; флегматиками - медлительные, спокойные, холодные. К сангвиникам причисляли горячих, подвижных, веселых, живых людей.

Характер - во многом результат самовоспитания. Таким образом, характер - прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.

Понятие о способностях.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения Знаний Умений Навыков, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся.

Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к ЗУН способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Способности обнаруживаются не в ЗУН, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.

В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения.

Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Талант - это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью.

Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность.

Так же есть такое понятие как одаренность, она вовсе не тождественна таланту, она выступает как предпосылка к возникновению таланта.

В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности.

Особенности личности:

1. Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе;

2. Готовность к труду перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться;

3. Связанна с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются в направленности интересов. Один ребенок после какого-либо периода исканий останавливается на математике, другой - на биологии. Дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия данных способностей.

Поэтому структура специальной одаренности включает комплекс приведенных выше качеств личности и дополняется рядом способностей, отвечающим требованиям конкретной деятельности. Так, установлено, что математическая одаренность характеризуется наличием специфических способностей, среди которых могут быть выделены следующие: формализованное восприятие математического материала, которое принимает характер быстрого схватывания условий данной задачи и выражение их формальной структуры; способности к выявлению сути задачи; к обобщению математических объектов, отношений и действий и т.д .

Важнейшими конституциональными (то есть устойчивыми) характеристи­ками человека являются:

Тип антропометрической конституции,

Тип функциональной конституции,

Тип межполушарной асимметрии мозга. Они определяют особенности со­
держания «стрессовых» гормонов в организме, возможность их повреждающего действия, стресс-лимитирующие резервы организма, наличие в нем «уязвимых» мест.

ТИП КОНСТИТУЦИИ

Определяется по выраженности подкожного жирового слоя и мышц или по индексу типа телосложения. (ИТС). ИТС = рост (см) - окр. груди (см) - вес (кг).

ТИП ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИИ

Обследование может проводиться родителями. Ребенок удобно сидит, рас­слаблен. В поле зрения часы отсутствуют. Взрослый предлагает ему послу­шать: «Какая длинная минута, но считать при этом нельзя». Затем взрослый сообщает ребенку, когда минута началась, а потом - когда она закончилась. Затем предлагает ребенку поиграть. Взрослый скажет, когда минута началась, но время окончания должен назвать сам ребенок. Фиксируется время, которое, по мнению ребенка, составляет минуту. Если оно менее 52 сек - ребенок спринтер, если более 68 сек - стайер, если 52 - 68 сек - микст.

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА

Определение ведущего глаза

Первый способ (Фридляндера) : ребенок берет в вытянутые руки карту с дыр­кой (диаметром не более 2-х см) и смотрит тестирующему, стоящему от ре­бенка не ближе, чем 2 метра, в переносицу. Тестирующий видит в дырке ве­дущий глаз.

Второй способ (Розенбаха) : взять в вытянутую руку карандаш, совместить изображение с каким-либо удаленным объектом. Закрывать по очереди то один, то другой глаз. Глаз, при закрытии которого изображение смещается, является ведущим. Если результаты, получаемые по двум тестам, получаются разными, значит, у ребенка латерализация по глазу не установилась. Третий способ (Беомана) : Привычка наклонять голову в сторону, противопо­ложную ведущему глазу.

Четвертый способ (Аветисова) : линейкой загородить свет, падающий от лам­пы (тень на ведущий глаз).

Пятый способ (Корена и Порака) : при сравнении размера круга для ведущего глаза он кажется большим.

Определение ведущего уха

Первый способ (Бермана). Прямо перед ребенком положить часы. Попросить наклониться к ним и послушать, тикают они или нет. Ухо, которое ребенок наклоняет к часам, является ведущим (повторить три раза).

Второй способ (Лурия). На просьбу прислушаться к шуму за стенкой (на улице) ребенок раз­ворачивается ведущим ухом.


| следующая лекция ==>

«Учет индивидуально-типологических особенностей детей и подростков»

Ситуации проявления силы (слабости) нервной системы (НС)

1. Длительное умственное напряжение трудный урок, контрольная или сочинение на два урока и т. п.)

Проявления сильной н. с. - характерно отсутствие усталости, наблюдается долгая работа без перерыва.

Проявления слабой н. с. - быстро нарастает усталость, падает работоспособность, необходимы перерывы для отдыха.

2. Продолжительный школьный день (6-7 уроков)

Проявления сильной н. с. - усталость НС не наблюдается к концу дня

Проявления н. с. - продуктивность к 1 нему уроку падает, нарастает утомление.

3. Ответственная, эмоционально напряженная ситуация (например, лимит времени, контрольная работа, экзамен и т. п.)

Проявления сильной н. с. - умение собраться, сконцентрироваться, работать продуктивнее, чем обычно; отсутствие дискомфорта в ответственных ситуациях.

Проявления слабой н. с. - возникают очень большие затруднения, дискомфорт, снижается качество работы (появляются ошибки, которые в обычной ситуации не возникают).

4 . Неудачный ответ, порицание

Проявления сильной н. с. - отношение к данной ситуации спокойное, на дальней работе это мало отражается.

Проявления слабой н. с. - повышенная чувствительность к такой ситуации (угнетенное состояние, слезы и т. п.); дальнейшая работа не клеится.

5.Необходимость постоянно распределять внимание (например, выполнять самостоятельную работу и одновременно следить за тем, как. отвечает одноклассник у доски и какие пояснения дает учитель)

Проявления сильной н. с. - распределение внимания между несколькими видами деятельности не вызывает особых трудностей

Проявления слабой н. с, - наблюдаются большие затруднения, дискомфорт, эффективность работы падает

6. Работа в шумной, беспокойной обстановке (например, в группе продленного дня)

Проявления сильной н.с. – отвлекающие факторы (шум, разговоры) не мешают, эффективность работы не снижается

Проявления слабой н. с. - эффективность работы резко падает, резко возрастает число ошибок, возникают усталость, утомление

7. Выполнение монотонной однообразной работы в течение урока

Проявления сильной н. с. - наблюдаются очень боль шие затруднения, особенно к концу, возникают раздражение, неудовольствие; активное избегание такой работы; частые отвлечения на другие занятия, на разговоры с соседями и т. д. Низкая продуктивность выполнения работы Проявления слабой н. с. - работа выполняется с большой охотой, легко, успешно, практически без ошибок

8. Выполнение работы по алгоритму

Проявления сильной н. с. - наблюдаются большие трудности в работе по алгоритму, по шаблону, часто возникают пропуски, забывание выполнить ту или иную операцию

Проявления слабой н. с. - действия по шаблону, по алгоритму, единой схеме осуществляются с высокой эффективностью и с большим удовольствием, характерно обстоятельное, шаг за шагом, выпол­нение заданий, в строгой их очередности, без пе­рескакивания с одной операции на другую

9. Выполнение работы, требующей систематизации, планирования

Проявления сильной н. с. - отсутствует склонность к работе, требующей систематизации, упорядоче­ния материала, к планированию своей деятельно­сти

Проявления слабой н. с. - ярко выражена склон­ность к планированию предстоящей деятельности, к составлению планов в письменной форме, а так­же склонность к работе, требующей систематиза­ции. Отдается предпочтение внешним опорам (гра­фикам, схемам, диаграммам, таблицам)

10. Самоконтроль

Проявления сильной н. с. - игнорирование этой стороны деятельности. Выполненные задания про­верке не подвергаются, по этой причине успеш­ность работы в ряде случаев может быть невысо­кая

Проявления слабой н. с. - склонность к тщательному контролю выполнения заданий и к проверке полученных результатов.

В любом коллективе, классе сколько человек, которые резко отличаются друг от друга скоростью выполнения заданий, легкостью переключения с одного вида деятельности на другой, скоростью усвое­ния нового материала, скоростью реакции на разные внеш­ние раздражители. Одни учащиеся почти всегда демонст­рируют высокую скорость работы, и их можно охарактери­зовать как очень быстрых, другие, наоборот, делают все с низкой скоростью, не успевают уложиться в отведенное время и чаще всего характеризуются как медлительные. Многочисленные исследования показали, что эти индиви­дуальные различия (при условии, если и те и другие уча­щиеся имеют необходимые знания, навыки, интерес к учебе) обусловлены такими свойствами нервной системы, как лабильность и подвижность.

Следует отметить, что эти свойства нервной системы в жизненных ситуациях имеют очень много сходных проявлений. Как лабильность, так и подвижность обусловливает такую динамическую особенность, как скорость, темп деятельности. Поэтому на поведенческом уровне чаще всего не делается четких различий между ними. Обычно при описании жизненных проявлений этих свойств используется такое понятие, как «подвижность нервной системы в широком смысле этого слова».

Итак, высокий темп деятельности, быстрота реакций характерны для лиц, обладающих подвижной (в широком смысле) нервной системой.

Низкий темп деятельности, замедленные реакции встречаются у тех лиц, которые обладают инертной (в широком смысле) нервной системой.

Ситуации и проявления подвижности (инертности) нервной системы

1. Выполнение разнообразных по содержанию и спо­собам решения заданий

Проявления подвижной н. с. - большое желание участвовать в подобной работе и, если имеются необходимые знания, высокая эффективность ра­боты

Проявления инертной н. с. - большие затруднения даже при наличии прочно усвоенных знаний. Име­ются случаи отказа выполнять на уроке задания с часто меняющимися содержанием и способом ре­шения

2. Высокий темп работы при неясной последовательности вопросов (т. е. темп сопряжен с ситуацией неопределенности)

Проявления подвижной н. с. - успешное выполне­ние заданий в подобной ситуации. Правильность от­ветов не зависит от того, в каком темпе подается материал

Проявления инертной н. с. - очень большие трудно­сти в работе (иногда полный отказ что-либо делать)

3.Высокий темп работы, когда последовательность вопросов ясна (например, вопросы записаны на доске)

Проявления подвижной н. с. - успешное выполне­ние заданий в подобной ситуации

Проявления инертной н. с. - работа начинается со второго или третьего задания, первое пропускает­ся, тем самым увеличивается время на подготовку ответа

4. Быстрое переключение внимания на новый вид деятельности.

Проявления подвижной н. с. - быстрое переключе­ние внимания на новый вид деятельности, быст­рый переход к новой работе

Проявления инертной н. с. - очень большие труд­ности; продуктивность работы резко падает. Отме­чаются дискомфорт, растерянность. Подключение к новой деятельности происходит не сразу; активность в выполнении новых заданий возрастает постепенно (к 3-му, 4-му заданию)

Проявления подвижной н. с. - при наличии не­обходимых знаний продуктивность работы высокая. Происходит быстрая актуализация требуемых знаний.

Дефицит времени стимулирует активизацию, мо­билизацию сил

Проявления инертной н. с. - наблюдается возник­новение сильного дискомфорта, стресса. Даже при наличии хорошо усвоенных знаний их быстрая ак­туализация затруднена; характерно в таких ситуа­циях теряться, допускать ошибки

6. Однообразная, монотонная работа

Проявления подвижной н. с. - наблюдаются очень большие затруднения. Отмечается быстрая утрата интереса к работе, развивается чувство «пресыще­ния». Ведется активный поиск разнообразить дея­тельность

Проявления инертной н. с. - наблюдается склон­ность к такой работе, умение успешно ее выпол­нять на протяжении долгого времени

7. Длительная работа, требующая большого умствен­ного усилия

Проявления подвижной н. с. - неумение долго ра­ботать без отвлечений; отмечается тенденция быс­трого роста и столь же быстрого снижения актив­ности; быстрая утрата интереса к заданиям, частое отвлечение на посторонние занятия приводят к низ­ким результатам в работе, носящей длительный характер

Проявления инертной н, с. - способность работать долго, не отвлекаясь на другие дела, на внешние помехи. Характерно медленное нарастание актив­ности сопряжено с долгим ее сохранением

8. Отвлечения от работы

Проявления подвижной н. с. - отвлечения основа­ны на общении с другими; наблюдается стремле­ние вовлекать в свои дела окружающих

Проявления инертной н.с. - наблюдается предпоч­тение заниматься своими делами в одиночку

9 . Одновременное усвоение нового и повторение ста­рого материала

Проявления подвижной н. с. - предпочитается но­вый материал повторению уже пройденного. На­блюдается способность быстро усваивать новый материал и сразу же по нему отвечать. Отдается пред­почтение книгам, которые читаются впервые. От­сутствует склонность возвращаться к пройденному материалу. Демонстрируются высокая активность при опросах по новому материалу и низкая актив­ность при повторении пройденного

Проявления инертной н. с. - отмечается невысокая эффективность работы по новому материалу сразу же после знакомства с ним; для его усвоения тре­буется время (например, проработать материал сна­чала дома). Демонстрируется высокая активность в работе по пройденному материалу. Наблюдается_лучшее_развитие долговременной памяти, чем крат­ковременной, оперативной

10. Работа, требующая систематизации, единой схемы

Проявления подвижной н. с. - отсутствует склон­ность к работе, требующей систематизации, упоря­дочения материала, планированию деятельности (со­ставлению каких-либо графиков и расписаний)

Проявления инертной н. с. - ярко выраженная склонность к работе, требующей систематизации, единообразия. Отмечается умение самостоятельно организовывать свою деятельность, не отвлекаться на посторонние дела, продуманно располагать чер­тежи, схемы, таблицы и т. д.

В заключение нужно подчеркнуть следующий момент. Как видно из приведенных схем наблюдений, каждое свой­ство нервной системы имеет широкий спектр психологи­ческих проявлений. Однако совсем необязательно, что у человека в поведении будут наблюдаться все перечислен­ные для этих свойств проявления. Чаще всего психологи­ческий облик человека, «подкорректированный» внешни­ми обстоятельствами (условиями жизни, особенностями воспитания и обучения), имеет ограниченный круг инди­видуально-психологических проявлений свойств нервной системы. Так, в результате усиленного обучения какой-то деятельности у человека со слабой нервной системой мо­гут пропасть при ее выполнении такие типичные проявле­ния слабости, как неуверенность в себе, страх неудачи, боязнь неожиданных ситуаций. Еще пример. Ребенок с под­вижной нервной системой, воспитывающийся в среде с ограниченными возможностями общения, станет молча­ливым, замкнутым. Иначе говоря, он утратит такие при­вычные и распространенные проявления подвижности, как общительность, разговорчивость. Его подвижность проявит­ся в других сторонах поведения, в других сферах деятель­ности, например в легкости перемены занятий, быстром выполнении действий.

Важно также помнить, что нельзя определять принад­лежность человека к определенному типу нервной систе­мы на основании только одной особенности поведения, даже если она будет «броской», яркой, выделяющей дан­ного человека среди других людей. Только наличие у него достаточного числа жизненных проявлений того или ино­го свойства нервной системы дает возможность поставить правильный диагноз.

Предлагаем материал, систематизирующий в таблице то, что было изложено выше.

Ситуации и проявления свойств нервной системы

Слабый тип нервной системы

1. Выполнение разнообразных по содержанию и способам решения заданий

Большое желание участвовать в подобной работе и, если имеются необходимые знания, высокая эффективность работы

Большие затруднения даже при наличии прочно усвоенных знаний

Возможны случаи отказа выполнять на уроке задания с часто меняющимися содержанием и способом решения

2. Длительное умственное напряжение

(трудный урок, контрольная или сочинение на два урока и т. п.)

Характерно отсутствие усталости, наблюдается долгая работа без перерыва

Быстро нарастает усталость, падает работоспособность, необходимы перерывы для отдыха

3. Продолжительный школьный день (6–7 уроков)

Усталость не наблюдается к концу дня

Продуктивность к последнему уроку падает, нарастает утомление

4. Ответственная, эмоционально напряженная ситуация

(лимит времени, контрольная работа, экзамен и т. п.)

Умение собраться, сконцентрироваться, работать продуктивнее, чем обычно

Отсутствие дискомфорта в ответственных ситуациях

Возникновение значительных затруднений, дискомфорт, снижение качества работы (появление ошибок, которые в обычной ситуации не возникают)

5. Неудачный ответ, порицание

Отношение к данной ситуации спокойное

На дальнейшей работе это мало отражается

Повышенная чувствительность к такой ситуации (угнетенное состояние, слезы и т. п.)

Дальнейшая работа затруднена

6. Необходимость постоянно распределять внимание

(например, выполнять самостоятельную работу и одновременно следить за тем,

как отвечает, одноклассник у доски и какие пояснения дает учитель)

Распределение внимания между несколькими видами деятельности не вызывает особых трудностей

Наблюдаются большие затруднения, дискомфорт, эффективность работы падает

7. Работа в шумной, беспокойной обстановке (например, в группе продленного дня)

Отвлекающие факторы (шум, разговоры) не мешают, эффективность работы не снижается

Эффективность работы резко падает, резко возрастает число ошибок, возникают усталость, утомление

8. Выполнение монотонной однообразной работы в течение урока

К описанию работ, наблюдаются очень большие затруднения, возникают раздражение, неудовольствие

Активное избегание такой работы, частые отвлечения на другие занятия, разговоры с соседями и т. д.

Низкая продуктивность выполнения работы

Работа выполняется с большой охотой, легко, успешно, практически без ошибок

9. Выполнение работы по алгоритму

Наблюдаются большие трудности в работе по алгоритму, шаблону, часто возникают пропуски, не выполняется та или иная операция

Действия по шаблону, алгоритму, единой схеме осуществляются с высокой эффективностью, с большим удовольствием

Характерно обстоятельное, шаг за шагом, выполнение заданий, в строгой их очередности, без перескакивания с одной операции на другую

10. Выполнение работы, требующей систематизации, планирования

Отсутствует склонность к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, к планированию своей деятельности

Ярко выражена склонность к планированию предстоящей деятельности, составлению планов в письменной форме, а также склонность к работе, требующей систематизации

Предпочтение отдается внешним опорам (графикам, схемам, диаграммам, таблицам)

11. Самоконтроль

Игнорирование этой стороны деятельности. Выполненные задания проверке не подвергаются. По этой причине успешность работы в ряде случаев может быть невысокая

Склонность к тщательному контролю за выполнением заданий и проверке полученных результатов

Инертный тип нервной системы

1. Высокий темп работы при неясной последовательности вопросов

(то есть темп сопряжен с ситуацией неопределенности)

Правильность ответов не зависит от того, в каком темпе подается материал

Значительные трудности в работе (иногда полный отказ что-либо делать)

2. Высокий темп работы, когда последовательность вопросов ясна

(например, вопросы записаны на доске)

Успешное выполнение заданий в подобной ситуации

Работа начинается со второго или третьего задания, первое пропускается, тем самым увеличивается время на подготовку ответа

3. Быстрое переключение внимания на новый вид деятельности

Быстрое переключение внимания на новый вид деятельности, быстрый переход к новой работе

Значительные трудности в процессе переключения внимания

Продуктивность работы резко падает, отмечаются дискомфорт, растерянность

Подключение к новой деятельности происходит не сразу; активность в выполнении новых заданий возрастает постепенно (к 3-му, 4-му заданиям)

4. Время работы жестко ограничено

дефицит времени стимулирует активизацию, мобилизацию сил

При наличии необходимых знаний продуктивность работы высокая

Происходит быстрая актуализация требуемых знаний

Наблюдается возникновение сильного дискомфорта, стресса

Даже при наличии хорошо усвоенных знаний их быстрая актуализация затруднена

В таких ситуациях характерна растерянность, наличие ошибок

5. Однообразная, монотонная работа

Наблюдаются очень большие затруднения

Отмечается быстрая утрата интереса к работе, развивается чувство «пресыщения»

Ведется активный поиск приемов, позволяющих разнообразить деятельность

Наблюдается склонность к такой работе, умение успешно ее выполнять на протяжении долгого времени

6. Длительная работа, требующая большого умственного усилия

Неумение долго работать без отвлечений

Отмечается тенденция к быстрому росту и столь же быстрому снижению активности

Быстрая утрата интереса к заданиям, частое отвлечение на посторонние занятия приводят к низким результатам в работе, носящей длительный характер

Способность работать долго, не отвлекаясь на другие дела, внешние помехи

Характерно медленное нарастание актив­ности, которое сопряжено с долгим ее сохранением

7. Отвлечения от работы

Отвлечения основаны на общении с другими

Наблюдается стремление вовлекать в свои дела окружающих

Наблюдается предпочтение заниматься своими делами в одиночку

8. Одновременное усвоение нового и повторение старого материала

Предпочтение отдается новому материалу повторению уже пройденного

Наблюдается способность быстро усваивать новый материал и сразу же по нему отвечать

Предпочтение отдается книгам, которые читаются впервые

Отсутствует склонность возвращаться к пройденному материалу

Демонстрируются высокая активность при опросе по новому материалу и низкая активность при повторении пройденного

Отмечается невысокая эффективность работы по новому материалу сразу же после знакомства с ним

Для его усвоения требуется время (например, проработать материал сначала дома)

Демонстрируется высокая активность в работе по пройденному материалу

Наблюдается более продуктивное развитие долговременной памяти в сравнении с кратковременной, оперативной

9. Работа, требующая систематизации, единой схемы

Отсутствует склонность к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, планирования деятельности (составление каких-либо графиков и расписаний)

Ярко выраженная склонность к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, планирования деятельности (со­ставление каких-либо графиков и расписаний)

Вопросы для самоконтроля

    Что такое формально-динамические особенности человека и от чего они зависят?

    Почему важно знать и учитывать в различных видах деятельности формально-динамические особенности человека?

    Какие виды диагностических методик применяются в дифферен­циальной психофизиологии?

    Назовите главные требования к методу наблюдения за формально-динамическими особенностями человека.

    Какие формально-динамические особенности обусловлены силой нервной системы?

    Перечислите учебные ситуации, дифференцирующие учащихся по силе нервной системы.

    Какие формально-динамические особенности обусловлены подвиж­ностью нервной системы?

    Назовите учебные ситуации, дифференцирующие учащихся с под­вижной и инертной нервной системой.

имеющими разные типы нервной системы

Обучающиеся со слабой нервной системой

    По возможности спрашивать их в начале урока, привлекать к активной деятельности в начале школьного дня.

    Не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса.

    Предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку ответа.

    Желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в письменной форме, если речь идет об объективном оценивании их знаний.

    Во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного.

    Не требовать ответов на новый, только что усвоенный материал, лучше отложить опрос на следующий урок.

    Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только отметкой, но и словом) формировать уверенность в своих силах.

    Обязательно поощрять за малейшие старания, даже если результат работы еще далек от желаемого.

    Осторожно оценивать неудачи этих учеников, учитывать их особую ранимость.

    В минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку.

    Вовлекать обучающихся в широкий круг занятий, чтобы дать им возможность почувствовать себя уверенно.

    Развивать общительность этих ребят, учить переключать внимание.

    Нельзя давать для усвоения большой, сложный материал в ограни­ченный промежуток времени.

    Предоставлять возможность работать по шаблону, алгоритму, таблицам к схемам.

    Учить их планировать, контролировать свою деятельность.

    В процессе взаимодействия помнить, что они требуют постоянного внимания и индивидуального подхода.

Обучающиеся с сильной подвижной нервной системой

    Не привлекать детей к монотонной, однообразной работе, лишенной эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки.

    Необходима тренировка усидчивости, которая, однако, должна исключать накопление эмоционального напряжения.

    Необходимо разрешать непродолжительные перерывы, смену видов деятельности.

    В ситуации монотонии надо в определенной степени разнообразить их деятельность. Например, при выполнении однотипных заданий направить поиск на другие способы работы.

    Чередовать задания равных типов.

    В ситуации, когда надо выполнить какие-либо поэтапные действия следует обращать на этих учеников особое внимание.

    Контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности, терпеливости.

    Побуждать учеников контролировать свою деятельность самостоятельно.

    Используя волевые качества сильных, учить их перестраивать свою работу в требуемом направлении. Убеждать учеников в необходимости этого.

    Чаще давать задания, имеющие разнообразное содержание с высоким темпом, требующую быстрого переключения внимания.

    Больше спрашивать при объяснении нового материала.

    Предоставлять задания на сообразительность.

    Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, обращать внимание на качество деятельности.

    He поддерживать в конфликтных ситуациях.

    Помогать в лидерстве, развивая социальный интеллект.

    Формировать устойчивые интересы, привязанности, значимые цели.

    В процессе взаимодействия помнить, что эти дети требуют доброжелательно- строгого отношения. Избегать публичной критики.

Обучающиеся с сильной инертной нервной системой

    Не требовать от них немедленного ответа, включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно.

    Помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями, некоторые из них вообще отказываются выполнять такие задания.

    Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах. Им необходимо время на обдумывание, так как они в ответах чаще следуют стандартным, домашним заготовкам.

    Не спрашивать в начале урока, поскольку они с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации.

    Избегать ситуации, когда нужно получить быстрый (устный) ответ на неожиданный вопрос.

    Необходимо предоставлять время на обдумывание и подготовку.

    Не заставлять работать на время.

    В момент выполнения задания не отвлекать.

    Не следует требовать отвечать новый, только что пройденный материал.

    В ситуации монотонии следует в определенной степени разнообразить их деятельность.

    Развивать активность ребят, соблюдая посильность и постепенность в наращивании темпа.

    Необходима тренировка подвижности нервных процессов.

    Поощрять даже за незначительное проявление ускорения темпа, расторопности.

    Необходимо заинтересовать ребят активной самостоятельной деятельностью.

Требуют к себе систематического внимания. Предпочитают спокойное, доверительное отношение окружающих.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ШКОЛЬНИКОВ

(по ведущей репрезентативной системе)

C ЛУХОВО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ РЕБЕНОК (АУДИАЛ)

К двум годам он уже вовсю говорит, причем может говорить сразу xopo шо, не коверкая слова. К четырем годам болтает безумолку, если нет собеседника, разговаривает сам с собой. Без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми , с удовольствием разговаривает со старушками в автобусе и со всеми детьми во дворе.

Благодаря хорошо развитой речи и "подвешенному языку" до школы про­ изводит впечатление очень сообразительного и развитого ребенка: легко отгадывает загадки, трудные даже для взрослых, поскольку любит воспринимать информацию на слух. Очень любит слушать, когда ему читают, часто предпочитает чтение мультфильмам. Уже в 4 года может часами слушать книги, рассказы родителей, сказки и песни на пластинках. Однако при освоении алфавита начинаются первые трудности; долго не может запомнить буквы и цифры. Может запомнить то, как они произносятся подряд друг за другом: А, Б, В, Г, Д и т.д. Но отдельно буквы не запоминает.

По сравнению со зрительно ориентированным ребенком непослушен, час­ то возражает на замечания взрослых, в ответ на какое-нибудь требование от него можно услышать сто слов контраргументов. Равнодушен к одежде: для него легко обосновать необходимость того или иного выбора одежды - ш апка "Как у танкиста", сапоги "как у космонавта", прическа "как у Барби" и т. п.

Он не любит красочных зрелищ и развлечений, посещение цирка или зо опарка не производит на него впечатления и не запоминается. Любит слуш ать песни, легко запоминает мелодии и воспроизводит их, узнает голоса певцов.

При переживании стрессовых ситуаций постоянно срывается на крик, обижается на любое изменение интонации голоса. Может изводить родителей, повторяя невообразимые ругательства, или бесконечно твердить одну и ту же фразу типа: "0-па, о-па, Америка, Европа, Индия, Китай - кого хочешь - выбирай, и т.п.

Основные трудности в школе - неспособность сосредоточиться, непрерывная болтовня, из-за отсутствия зрительных образов неумение решать задачи, склонность ко всевозможным угадываниям.

КИНЕСТЕТИЧЕ СКИ - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ РЕБЕНОК (КИНЕСТЕТИК)

Кинестетики отличаются необычайной подвижностью. Пятнадцатиминутное сидение за столом можно рассматривать как подвиг, проявление доброй воли. После такого подвига у кинестетиков, как правило, наступает утомление, ребенок может начать капризничать. Большинство капризов кинестетиков происходит из-за того, что его заставляют сделать то, что он не любит и чему будет оказывать сильное сопротивление.

Речь кинестетика наполнена глаголами, так как главное в жизни него - это заниматься делом, а не болтать и смотреть, пассивно лежа диване. Кинестетикам все надо делать самим, трогать руками, придумывать забавы и шутки. Если такой ребенок находится без дела, его настроение может испортиться. Кинестетики - очень самостоятельные и талантливые. Если зрительному и слуховому ребенку еще необходимо организовать занятие любимым делом; все дать, разложить, подготовить и находиться рядом, чтобы смотреть или слушать, то про кинестетика можно вообще забыть (если,конечно, у него нет идей по поводу вас); лепка, сование, конструктор, кино, походы в лес, опыты, эксперименты и, главное, им не мешать.

Родителям и учителям они доставляют огромное беспокойство; им надо потрогать, у них на руках " липучки" - они не могут спокойно сидеть и слушать, как это делают аудиалы, они не могут спокойно рассматривать, как это любят визуалы, им надо вскакивать, тормошить, бегать и прыгать.

Если вы берете его в цирк и в театр, то будьте готовы к тому, что ребенок будет повторять каждое понравившееся ему движение, изображать, передразнивать

и непременно захочет поучаствовать в представлении сам. Кинестетики, в отличие от других, хорошо воспринимают запахи, у них отлично развит вкус. Они очень любят животных, особенно их мягкую пушистую шерстку, к которой они прижимаются щекой, носом, грудью. Кошек они могут уложить к себе на колени, на плечи, как воротник, они часто проявляют исследовательский интерес к поведению животных, так как наблюдательны в отношении пластики.

ЗРИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ РЕБЕНОК (ВИЗУАЛ)

Он, как правило, тихий, задумчивый, "себе на уме". Мало разговорчив, друзей почти нет. Контакты с детьми завязывает с трудом, особенно это заметно с 5 до 7 лет. Общаться предпочитает со взрослыми.

Послушен, легко и с удовольствием учится. Быстро без заметного труда усваивает алфавит, может знать уже все буквы в три года. Любит собирать конструктор, часами может просиживать у телевизора.

К школьному возрасту страстью может стать конструктор, компьютер. Очень любит рассматривать картинки, марки, фотографии, красивые игрушки. К животным равнодушен, хотя не прочь полюбоваться красивыми котятами, понаблюдать, как резвятся щенки. Гулять не любит, часто предпочитает телевизор и компьютер прогулке и общению с друзьями. В одежде разборчив, красота на первом месте, удобство и одобрение окружающих – на втором.

Цирк, театр и все зрелища производят на него сильное впечатление, но рассказывает о впечатлениях мало.

Основные трудности у визуалов связаны с общением, построением взаимоотношений, вхождения в новый коллектив. У ник как бы отсутствует внутренняя мотивация для общения с ровесниками. На окружающих производить впечатление холодных и отчужденных, поскольку не любят ласкаться; не любят, когда их тормошат и "тискают». Визуалы в школе учатся успешнее всех других типов, у них нет проблем с дисциплиной.