Укладка        03.04.2024   

Развитие движений детей в самостоятельной деятельности. Публикация «Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей»

Роль самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения. Общеизвестно решающее значение двигательной активности в формировании растущего организма. Однако в образовательном процессе ее специфическое значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно. Согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования . При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы.
В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Она не рассматривается как составляющая физической культуры и средство развития личности человека. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях. Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка. Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний.
В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

Понятие двигательной активности детей дошкольного возраста.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.
И.Д.Маханева, С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний . В работах И.И.Мастюковой, С.Н.Попова, С.С.Бычковой, Т.И.Богиной, Е.А.Сагайдачной указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности .
При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию - удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т.д. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности. Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы. При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование «старческого» механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д.
В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).
Понятие «двигательная активность» (ДА) включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности.
В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части:
1. активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения,
2. 2. общественно полезной и трудовой деятельности;
3. физическая активность в свободное время.
Эти составляющие тесно связаны между собой .
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.
В группах младшего дошкольного возраста решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом. Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), формирование наиболее важных двигательных умений и навыков, в соответствии с биологическими ритмами года. Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют разнообразное физкультурное оборудование.

Пути оптимизации двигательной активности детей .
Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность.
Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч движений в сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч - для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч - для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч - для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.
Оптимальным двигательный режим будет считаться при следующих условиях:
- соотношение покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%;
- в течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления;
- имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;
- артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме .
При организации двигательного режима должна быть учтена степень моторности каждого ребенка возрастной группы.
По степени активности детей можно разделить на три группы:
- нормальные,

Моторные,
- малоподвижные.
Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение.
У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны. Мало того, исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д. Эти дети нуждаются в индивидуальном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении.
Задачами педагога в организации двигательного режима являются:
- анализ и оценка двигательной активности детей в течение дня, недели, месяца с помощью современных измерительных приборов,
- выявление причин моторности или малоподвижности детей с учетом возможного наследственного фактора,
- оказание помощи в оборудовании мини-стадионов для самостоятельной двигательной деятельности детей с учетом их специфических психологических особенностей,
- выявление общих интересов, склонностей и влечений малоподвижных и моторных детей, создание ситуаций, стимулирующих их дружеские отношения.
Методы, способствующие развитию двигательной активности дошкольников:
- Сказка-беседа, чтение стихотворений или отрывков из детской художественной литературы, использование пословиц, поговорок, потешек, помогающих осмысливанию поставленных перед детьми задач и сознательному выполнению двигательных упражнений, самостоятельному их применению в различных ситуациях.
- Рассматривание иллюстраций или репродукций картин по теме. В связи с вызванными сильными впечатлениями дети проявляли эмоционально-личностное отношение к событиям, что обеспечивало яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений и способствовало поддержанию интереса к двигательной деятельности на протяжении всего занятия.
- Игровые занятия по перевоплощению в данный образ по теме занятия (превращение в бабочек, альпинистов), создание музыкальной композиции образа («Полет шмеля», «Извержение вулкана») под соответствующее музыкальное сопровождение или воспроизведение образа в изобразительно-иллюстративном виде.
- Игровые задания на придумывание дальнейшего плана действий и подвижных игр по тематике занятия.
- Практический метод, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движений в образной форме или с использованием элементов соревнования.
В тех случаях, когда у ребенка возникали затруднения в процессе занятия, используются различные виды педагогической помощи; подбирается тот ее вид, который способствует правильному выполнению двигательных заданий:
- стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений);
- эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие действия ребенка);
- направляющая помощь (такая организация деятельности ребенка, при которой все компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет ориентировку ребенка);
- организующая помощь (исполнительская часть деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль – взрослым, причем планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы, оценка правильности выполнения производятся самим ребенком);
- обучающая помощь (т.е. обучение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать).
Педагогическая помощь, оказываемая в ходе проведения занятий, позволяет дошкольнику:
- активно участвовать в занятиях;
- чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости;
- активно познавать окружающий мир;
- реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности;
- активизировать общение взрослого с ребенком.
Реализация педагогической помощи в указанном режиме благоприятствует стимулированию двигательной активности детей, способствует эмоциональной заинтересованности (если все получается), развитию и укреплению детской индивидуальности, а также переориентированию профессиональной функции педагога с обучающей на личностно-взаимодействующую. Это особенно важно для тех детей, которые замкнуты, неуверенны в себе.
Самостоятельная двигательная деятельность детей 6-го года жизни становится богатой и разнообразной, однако подвижные игры остаются обязательной формой организованного физического воспитания. Более широкий круг знаний, умений, двигательных навыков позволяет применять самые разные игры: и сюжетные, и бессюжетные, и игры-эстафеты, а также некоторые элементы спортивных игр.

Заключение
Двигательная активность определена как сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.
Двигательный режим - часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др.
С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.
Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

Список литературы
1. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» // Обруч. – 1996. - №1. - С.5-6.
2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 1981.
3. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.
4. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики // Дошкольное воспитание. - 1996.- №№6, 8, 10.
5. Доронова Т. Право на охрану здоровья // Дошкольное воспитание. – 2001. - №9. - С.5-8.
6. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 1999.
7. Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999.
8. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века /Авт.-сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина. - М.: АРКТИ, 2000.
9. Зелинская.Д. Школа здоровья. – М., 1995. - Т.2.
10. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 1991. - №10. – С.8.
11. Казьмин В.Д. Дыхательные гимнастики. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
12. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1972.
13. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.
14. Лазарев М.Л. Здравствуй! Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2004. – 248 с.
15. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000.
16. Основы безопасности дошкольников / Под ред. В.А.Ананьева. - М.: Академия, 2000.
17. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.
18. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.
19. Стасюк А.М., Журавлева Н.А. О системе физкультурно-оздоровительной работы // Дошкольное воспитание. – 1997. - №9. - С.39-42.
20. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. – 272 с.
21. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36.
22. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.
23. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического развития детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1976.

  • 7. Методика обучения общеразвивающим упражнениям младших и старших дошкольников.
  • 8. Характеристика психологического здоровья ребёнка.
  • 9. Формы организации физического воспитания в детском саду.
  • 10. Принципы обучения дошкольников физическим упражнениям.
  • 12. Содержание и методика работы по обучению дошкольников плаванию.
  • 13. Создание теории и методики подвижных игр.
  • 14. Техника и методика обучения детей прыжкам в длину и высоту (с места и с разбега).
  • 15. Цели и задачи физического воспитания детей.
  • 16. Техника и методика обучения дошкольников ползанию, лазанию.
  • 17. Индивидуальный подход к детям на физкультурном занятии с учетом уровня физической подготовленности и двигательной активности.
  • 18. Основные понятия теории и методики физического воспитания дошкольников.
  • 19. Классификация общеразвивающих упражнений. Требования к составлению комплексов.
  • 20. Закаливающие мероприятия в системе работы детского сада.
  • 21. Физкультурные досуги и праздники в детском саду. Специфика их организации и проведения в разных возрастных группах.
  • 22. Теория и методика обучения детей метанию (в цель и вдаль).
  • 23. Характеристика методов обучения дошкольников физическим упражнениям.
  • 24. Гигиенические факторы, способствующие осуществлению задач физического воспитания детей.
  • 25. Понятие о двигательных умениях и навыках. Закономерности формирования двигательных навыков у дошкол.
  • 27. Техника и методика обучения детей ходьбе и бегу.
  • 28. Методы исследования, используемые в теории и методике физического воспитания для детей дошкольного возраста.
  • 29. Современные технологии физического воспитания детей.
  • 30. Приемы регулирования физической нагрузки на физкультурном занятии. Субъективные показатели физической нагрузки.
  • 31. Общая характеристика современных программ физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 32. Способы организации детей при выполнении физических упражнений.
  • 33. Организация кружковой работы по физическому воспитанию в д/у.
  • 34. Содержание физкультурных занятий дошкольников.
  • 35. Развитие творчества дошкольников в двигательной деятельности.
  • 37. Двигательный режим детского сада, критерии его оценки.
  • 38. Средства и методы развития физических качеств у детей дошкольного возраста.
  • 39. Занятия физическими упражнениями с детьми после перенесенных заболеваний.
  • 40. Организация туристических прогулок и походов с детьми дошкольного возраста.
  • 41. Методика организации и проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах детского сада.
  • 42. Построение физиологической (пульсовой) кривой нагрузки.
  • 43. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьями воспитанников по проблеме физического воспитания детей.
  • 44. Физкультурное оборудование и инвентарь в детском саду.
  • 45. Этапы обучения детей двигательному действию.
  • 46. Организация самостоятельной двигательной деятельности в дошкольном учреждении.
  • 47. Оценка динамики здоровья, физического и двигательного развития детей (диагностическая карта).
  • 48. Этапы и методика обучения старших дошкольников игре в бадминтон, городки.
  • 49. Задачи и содержание двигательного развития ребёнка в программе дошкольного образования «Пралеска».
  • 50. Индивидуальный подход к ослабленным детям на физкультурном занятий.
  • 51. Общая и моторная плотность физкультурного занятия. Критерии оценки эффективности физкультурного занятия.
  • 52. Этапы и методика обучения детей игре в футбол, хоккей.
  • 53. Формирование основ здорового образа жизни дошкольников (анализ программы «Пралеска»).
  • 54. Физическое воспитание детей, имеющих признаки психомоторной одаренности.
  • 55. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
  • 56. Техника и методика обучения детей ходьбе на лыжах.
  • 57. Двигательно-оздоровительный режим программы: « Физкульт- Ура».
  • 58. Техника и методика обучения детей катанию на коньках.
  • 59. Методика обучения детей езде на велосипеде.
  • 60. Строевые упражнения и спортивный танец в детском саду.
  • 46. Организация самостоятельной двигательной деятельности в дошкольном учреждении.

    Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная актив­ность. Однако в ДОУ её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитыва­ется недостаточно. Согласно современным данным, дети двигаются в 2 раза меньше, чем это предусмот­рено возрастной нормой. Недостаточно внимания уделяется самостоятель­ной двига­тельной деятельности реб-ка. Особую роль для укрепления здоровья реб-ка, его психического и физи­ч-го развития, а т.ж. для реализации потенциаль­ных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и твор­ческой активности играет постро­ение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Выготскому, должна соответствовать "зоне актуального развития" са­мого слабого и "зоне ближайшего развития" самого сильного реб-ка в группе. Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития лов­кости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физ. культуре.

    Основным видом деятельности в дошк-м возрасте, является игра . Поэтому двига­тельная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвента­рём, спо­собствующим развитию игры.

      Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать полосы препятствий, для выполнения раз­личных двигательных заданий (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)

      В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу яркой изолен­той сделать разметку для игры в "Классики".

      Желательно организовать пространство для многовариативных игр.

      В группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоя­щую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, ос­новные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

    Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга яв­ляется их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках. Соединяя карточки, дети составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают её сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

    47. Оценка динамики здоровья, физического и двигательного развития детей (диагностическая карта).

    В физ-ком воспитании диагностика используется для оценки исходного со­стояния орга­низма реб-ка, чтобы определить для него «ближайшую зону» здоровья, формирования си­стем и функций, развития жизненно важных дви­гательных умений. Знания о физ-ком со­стоянии реб-ка необходимы педагогу т.ж. для того, чтобы соответствующим образом ор­ганизовать процесс физического воспитания: построить рациональный распорядок дня, подо­брать закалива­ющие средства, дифференцировать условия жизни и воспитания, опреде­лить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно – игровой и учебной деятельности. Организм реб-ка в этом возрасте находится в состоя­нии формирования, по­этому нуждается в особо бережном обращении. Нельзя пропустить какие – либо отклоне­ния в развитии, ибо от этого во многом за­висит его будущее дефинитивное состояние.

    При педагогической оценке здоровья выделяют 3 группы детей :

    - здоровые (не болевшие в течении года);

    - часто болевшие (4 раза в году и более – группа ЧБ);

    - эпизодически бо­левшие (1-3 р. в году – ЭБ).

    Сведения о здоро­вье детей педагог получает от родителей, медсестры ДУ. Совместно с роди­телями прогнозируется возможное улучшение здоровья каждого реб-ка на конец года. В группе выводятся общие результаты, определяемые ин­дексом здоровья и кол-вом часто болеющих детей.

    Оценка физ-го развития проводится старшей медсестрой в присутствии пе­дагогов группы по общепринятым методикам. Важно определить гармонич­ность физ-го развития по росто-весовому показателю и установить отклоне­ния в физ-ком развитии. К ним относ-ся: завышенная масса тела, её дефицит, низкий рост, заниженный показатель окружности груди, низкое общее физ-кое развитие. Очень важна осанка реб-ка и его стопа.

    Двигательное развитие детей оценивается по 3-м направлениям : уровню двигат-ой ак­тивности, составу движений в самостоятельной деятельности, физич-кой подготовленно­сти. Продолжительность двигат-ной активности должна составлять не менее 50-60 % от периода бодрствования детей (4-5 часов в сутки в ДУ). Важно полностью удовлетворить потребность в движе­нии, чтобы дети не были вялыми, пассивными.Гиперподвижные дети должны быть отнесены к группе риска, т.к. это может быть признаком заболевания. Особого внимания требуют и малоподвижные дети. Они вялы, пассив­ны, быстро утомляются. Опти­мально подвижные дети отличаются ров­ным и спокойным поведением, равномерной по­движностью. Их движения достаточно развиты, уверены, четки.Одним из объективных показателей двигательного развития детей является состав движе­ний во время самостоятельной деятельности. Именно в ней ребенок проявляется в наиболь­шей степени уровня своих двигательных и игровых умений.

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА.

    Ф.И. реб-ка ______________________________________________________

    Возраст реб-ка к моменту поступления в ДУ__________________________

    Дата поступления______________________

    Общее состояние здоровья (заболевания в днях за год). Профили заболевания______________________________________________________

    Группа здоровья (1-4)

    Обследуемые характеристики

    Норма

    Выше нормы

    Ниже нормы

    Уровень физ-го развития__________________________

    Уровень развития моторики __________________________

    Степень освоенности основных движений___________________________

    Уровень развития мелкой моторики___________________________

    Уровень развития координации движений ___________________________

    Качества____________________________

    Быстрота____________________________

    Выносливость________________________

    Сила________________________________

    Ловкость____________________________

    Гибкость____________________________

    Культурно-гигиенические навыки_____________________________

    Результаты обследования ________________________

    Физическое развитие ребенка, состояние его здоровья, двигательная подготовленность зависят от тех условий, в которых он живет, и предложенного общего режима, неотъемлемой частью которого является двигательный режим. В его содержание входят комплекс организационных форм физической культуры (занятие, утренняя гимнастика, физкультминутки и др.), который используется в педагогическом процессе дошкольного заведения, и самостоятельная двигательная деятельность детей.

    Ребенку свойственная потребность в движениях. В раннем возрасте она происходит в связи с предметной деятельностью, а позже реализуется в многообразных играх, выполнении физических упражнений и посильном труде.

    Самостоятельная двигательная активность занимает у малышей половину времени от общей их деятельности на протяжении пребывания в детском саду. Кроме того, она менее всего утомляет детей по отношению ко всем формам двигательной деятельности.

    На повышение двигательной активности малышей в самостоятельных играх и упражнениях влияет правильное размещение оборудования, игрушек и пособий, новизна игрового материала, достаточная площадь для игр. Желательно, чтобы в групповой комнате для детей двух-трёх лет была гимнастическая стенка (один-два пролета), лесенка- стремянка, гимнастическая лава, кубы, мячи, обручи, разные игрушки (автомобили, тележки), которые стимулируют многообразную двигательную деятельность детей. Они размещаются с таким расчетом, чтобы способствовать возникновению двигательного творчества малышей, закреплению приобретенных умений и навыков.

    Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает постоянное наблюдение воспитателя за детьми и своевременное переключение их на другой вид деятельности. Необходимо побуждать детей делать самим все то, что им по силам, приучать их к правильному выполнению движений в бытовой деятельности, во время игр и на прогулке. Учитывая быструю утомляемость малышей от однообразных движений и поз, их неумение целесообразно регулировать свою деятельность, необходимо следить за изменением движений в чередовании с кратковременным отдыхом.

    Начиная со второй младшей группы, вызывать двигательную активность у детей помогает создание благоприятных окружающих условий. Если в групповой комнате или на площадке есть интересные двигательные игрушки, мелкий физкультурный инвентарь (мячи, обручи, скакалки и др.) и установленные соответствующее оборудование, все это стимулирует активность дошкольников. В групповых комнатах оборудуют физкультурный уголок, в котором устанавливают детские тренажеры, лесенку, канат или шест. Они дают возможность закреплять умения и навыки в лазании, равновесии, развивать физические качества (ловкость, силу, выносливость и др.).

    Повышение двигательной активности дошкольников достигается, прежде всего, поощрением их к индивидуальным играм с мячами, игрушками, а также повышение подвижности детей в сюжетно-ролевых играх. Однако самое существенное значение для создания полноценного двигательного режима имеют подвижные игры, которые организуются воспитателем, и многообразные самостоятельные игры, а также упражнения и игры спортивного характера, которые выполняются детьми во время прогулок.

    Успешная организация самостоятельной двигательной деятельности детей зависит от их физической подготовленности и имеющегося двигательного опыта. Потому во время прогулок ее целесообразно направлять на усовершенствование движений и повторения игр, которые уже знакомы детям. Повышение двигательной активности во время игр способствует и общение детей.

    Игры, в которых они принимают участие подгруппой, более длительные и подвижные, чем индивидуальные игры.

    Основные условия повышения двигательной активности детей в играх (по мнению Е.А. Тимофеевой) такие:

    1) правильный подбор игрушек, достаточное количество двигательных игрушек, удобное их размещение для игр, новизна игрового материала;

    2) своевременная помощь ребенку в выборе игрушки, сюжета и содержания игры, особенно при переходе от одного режимного момента к другому;

    3) обогащение двигательных навыков детей в процессе игры с разными игрушками и предметами;

    4) организация активного общения детей в играх.

    Прогулка - наиболее благоприятное время для проведения многообразных физических упражнений и подвижных игр. Средства физического воспитания подбираются с учетом периода года и погодных условий; рационального использования оборудования и физкультурного инвентаря на площадке; активизации самостоятельности детей, создания у них позитивных эмоций, стимулирования индивидуальных возможностей каждого ребенка.

    Во всех возрастных группах на протяжении дня проводится 4-5 подвижных игр, а летом - 5-6. Одна из них планируется на площадке утром во время утреннего приема детей. В основном это игра средней подвижности, которая была раньше разучена с детьми. В это время также можно предложить отдельным детям тренировку с мячом, попрыгать со скакалкой (старшие дети). Следует поощрять тех детей, которые проявляют самостоятельность, по собственной инициативе повторить упражнения, которые им нравятся. Общая длительность выполнения упражнений и участия в играх во время приема для дошкольников разных возрастных групп от 15 до 20 минут.

    Каждую неделю с детьми разучивают одну подвижную игру, которая повторяется на протяжении месяца четыре-шесть раз в зависимости от сложности ее содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 8-10 подвижных игр, которые были разучены раньше.

    Со старшими детьми следует чаще проводить игры спортивного характера и эстафеты. Кроме подвижных игр, необходимо широко применять многообразные упражнения в основных движениях: бег в разном темпе, прыжки, метания предметов в цель и на дальность, лазание по гимнастической стенке, упражнения в равновесии и др.

    При подборе игр и физических упражнений на протяжении дня следует учитывать соотношение программного материала, который планируется на занятии по физической культуре (как в зале, так и на площадке), с ежедневными упражнениями и играми, которые выполняются детьми во время утренней и вечерней прогулок. Применяя эти средства, учитывают период года и погодные условия. В теплый период (летом, май и сентябрь) реальные для выполнения практически все основные движения, а также игры, где преобладает бег и метание, игры-эстафеты.

    Осенью и ранней весной в содержание прогулок вводят многообразные упражнения на равновесие, с мячами, обручами, скакалками, подвижными игрушками. Их можно организовывать в ненастную погоду на веранде или под навесом.

    Зимой планируют ходьбу по бревну, снежным валам, метание в цель и др., катание на санях, лыжах и коньках. В любое время года во время прогулок широко применяются подвижные игры.

    Если позволяют погодные условия, с целью закрепления и усовершенствования навыков в основных движениях, развитии ловкости и скорости, начиная со средней группы, детям предлагают выполнение упражнений в определенной последовательности, используя полосу «препятствий» (бревно, дуги, обруч для пролезания, ходьба по закопанным в землю автомобильным покрышкам и др.). Поскольку названные упражнения уже изучались детьми во время занятий, то выполнение их на полосе «препятствий» не вызывает особенных сложностей у детей.

    Значительное место на прогулке отводится упражнениям спортивного характера, которые планируют в зависимости от периода года (зимой - катание на санях, скольжение на ледовых дорожках; ходьба на лыжах; весной и летом - катание на велосипеде или самокате, роликовых коньках). Регулярно внедряя их во время прогулок, можно существенно активизировать двигательную деятельность детей, особенно в неблагоприятных погодных условиях (низкая температура, снег).

    На ряду с упражнениями спортивного характера, старшим детям предлагают игры с элементами спорта: баскетбол, футбол, городки, бадминтон, настольный теннис, хоккей с мячом (в теплый период года) и хоккей с шайбой без коньков (зимой). Обучение упражнениям спортивного характера и элементам большинства спортивных игр проводится во время занятий физической культурой, а закрепляются они в процессе прогулок.

    Важным моментом в подборе игр и упражнений во время прогулок является чередование физической нагрузки с отдыхом, более интенсивных физических упражнений с менее подвижными. Например, если дети средней группы упражнялись в метании мешочков с песком в цель или прокатывали мяч друг другу, им после этого упражнения предлагают игру с бегом «У медведя во бору» или «Найди себе пару».

    При проведении игр и упражнений следует применять разные способы организации детей. Так, подвижные игры воспитатель проводит со всей группой. Каждая игра повторяется 3-5 раз. В упражнениях спортивного характера принимают участие также все дети. В некоторых играх (городки, настольный теннис, серсо) и упражнениях (катание на велосипеде, прыжки со скакалкой и др.) принимают участие несколько детей, которые имеют желание поупражняться в них.

    Пытаясь обогатить прогулки подвижными играми и физическими упражнениями, нужно помнить, что двигательную активность детей в конце прогулки следует снижать. Поэтому независимо от содержания утренней прогулки за 10-15 минут до ее окончания подвижность детей ограничивается. Этим обеспечивается спокойный переход их к обеду и дневному сну.

    Необходимо целесообразно распределять двигательную активность детей на протяжении пребывания их в дошкольном заведении. В особенном внимании нуждается вторая половина дня, когда часто проводятся малоподвижные и спокойные виды деятельности у дошкольников. Потому на вечерней прогулке следует применить более динамические средства физической культуры (основные движения, упражнения спортивного характера, игры, эстафеты).

    В руководстве двигательной деятельностью детей во время прогулки (по рекомендации М.О. Руновой) можно выделить два этапа.

    Сначала воспитатель выясняет у ребенка интересы к играм и упражнениям, взаимоотношения со сверстниками, обнаруживает его двигательную подготовленность. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребенку в выборе игры и упражнений, физкультурных пособий. На этом этапе применяются такие методы и приемы: общее выполнение упражнений ребенка со своими сверстниками, объяснение и показ более сложных элементов движений, поощрения. Основным направлением в руководстве двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение их многообразными движениями.

    На втором этапе осуществляется более интенсивное влияние воспитателя на двигательную активность детей. Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая содействует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Очень подвижных и возбудимых детей направляют на выполнение упражнений, которые требуют от них точности движений (метание в цель, упражнения в равновесии), они сдерживают их от значительной подвижности и способствуют формированию внимания. Индивидуальный подход к детям разных возрастных групп должен применяться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам физических упражнений.

    Воспитателю нужно хорошо знать состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, особенности поведения и другие показатели индивидуального развития ребенка. В процессе самостоятельной двигательной деятельности дети в основном сами регулируют физическую нагрузку, заменяя более интенсивные движения менее интенсивными и при необходимости делают паузы. Однако следует наблюдать за состоянием самочувствия детей, осуществляя индивидуальное руководство их деятельностью.

    Индивидуальная работа должна также направляться на активизацию малоподвижных детей, улучшения физической и двигательной подготовленности более слабых дошкольников. Учитывая индивидуальные особенности детей, воспитатель одним из них оказывает помощь в исполнении упражнений, а другим напоминает, как их делать, подбадривает и оценивает двигательные действия. Некоторым детям предлагает отдохнуть, предупреждая их усталость и слишком большой перегрев от двигательной деятельности.

    В особенном подходе нуждаются дети, двигательная активность которых ограничивается после перенесенных болезней. Следует посоветоваться с врачом, какие упражнения им можно выполнять и в каких играх активно участвовать. Постепенно этим детям предлагают более интенсивные движения и динамические игры.

    Нужно следить, чтобы дети чаще упражнялись в тех способах выполнения движений, которыми они владеют хуже. Поддерживать желание ребенка помогать своим сверстникам овладеть тяжелым для них упражнением. Например, в старших группах - прыжки со скакалкой, броски баскетбольного мяча в корзину и др.

    Таким образом, самостоятельная двигательная деятельность имеет исключительное; значение для формирования у ребенка привычки и потребности в систематическом выполнении физических упражнений и влияет на всестороннее его развитие. Наряду с закреплением и усовершенствованием разных двигательных действий у детей формируется чувство коллективизма, воспитывается общительность, доброжелательность к своим товарищам, уверенность в своих силах.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №6 «Солнышко»

    Консультация

    для воспитателей:

    «Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства».

    Подготовила: Подольская Е.А

    инструктор по физической культуре

    « Если ограничить двигательную активность

    детей, то недостаточно развитая

    двигательная память может атрофироваться,

    что приведёт к нарушению условных связей

    и снижению психической активности».

    П. Ф. Лесгафт.

    Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.

    Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т.д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

    В нашем детском саду большое внимание уделяется физкультурно - оздоровительной работе, в т.ч. и организации двигательного режима. Для этого создаются все условия: спортивный, музыкальный залы, игротека, зоны двигательной активности в групповых комнатах, которые пополняются необходимым оборудованием, в т.ч. и нестандартным. Однако важно отметить, что дети часто не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она всё больше ограничивается созданными условиями:

      замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду;

      ограничением двигательной активности на прогулках;

      требованиями (запретами) взрослых: не лезь, не беги и т.д.;

      увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;

      преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, конструктор, занятия изобразительной деятельностью и т.д.);

      генетической наследственностью (по статистическим данным только 10 % детей являются условно здоровыми).

    Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, бросать мяч, прыгать через скакалку. Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади.

    Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы. Традиционные подвижные игры трудно проводить в групповой комнате, где много мебели, и, кроме того, для таких игр требуется участие нескольких игроков. А если хочется по

    играть одному или с двумя друзьями? Надо сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей.

    Наблюдая за самостоятельной деятельностью дошкольников, можно определить их индивидуальные предпочтения. Это: постройки из крупного и мелкого строительного материала, сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница».., настольные игры, рисование и раскрашивание.

    Очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка и подвижным играм, что приводит к тому, что двигательная активность в помещении значительно ниже нормы.

    Для решения этого вопроса предлагается серия игр, учитывающих индивидуальные потребности детей (игровые интересы, необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих активно двигаться в условиях группы. Игры вводятся в самостоятельную деятельность детей постепенно. Следует изготовить следующие атрибуты для игр:

    - квадраты из ленолиума , дерматина 25 х 25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре;

    - «тихий тренажёр» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях, разного цвета от пола и до 1,5 м; силуэты детских ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 шт.) длиной 1 – 1,5 м. для подпрыгивания.

    Атрибуты и игры с ними можно использовать на физминутках, в совместной деятельности. Простота игр, разнообразные варианты применения привычных предметов дают возможность дозировать физическую нагрузку и стимулируют детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.

    Подвижные игры в условиях группы с новым оборудованием спортивного уголка.

    1. « Классики».

    Цель :

    Оборудование : коврики 25х25, разложенные на полу с чередованием: 1ряд – два коврика рядом, 2 ряд – один коврик, 3 ряд – два и т.д.

    Ход : Дети прыгают по коврикам, как по классикам.

    1 вариант: ноги вместе – ноги врозь.

    2 вариант: две ноги врозь, на одной ноге, две врозь…

    3 вариант: ноги скрестно, ноги вместе, ноги скрестно.

    2. «Гигантские шаги».

    Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрёстных движений.

    Оборудование: коврики 25х25 раскладываются по кругу на расстоянии большого шага ребёнка.

    Ход: Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик(прямые, боковые шаги, на носках, на пятках, спиной вперёд)

    3. «Весёлая дорожка».

    Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрёстных движений, оречевление пространственных отношений, закрепление цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

    Оборудование: коврики располагаются по полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

    Ход: Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

    4. «Займи своё место».

    Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрёстных движений, оречевление пространственных отношений, закрепление цвета, формы,

    Оборудование: Коврики 25х25 располагаются по большому кругу.

    Ход: Воспитатель даёт словесное указание игроку:- «встань на коврик с зелёным овалом». После того, как ребёнок выполнил команду, он сам даёт указание следующему игроку, так игра продолжается пока все играющие не займут свои места. по сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу занимают: 1 – свои коврики; 2 – любой коврик. Каждый игрок должен рассказать на каком коврике он стоит.

    5. «Достань ягодку».

    Цель:

    Оборудование: силуэты ладошек на стене, выше их изображение ягодки.

    Ход: По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право-лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

    6. «Пройди по стенке».

    Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация.

    Оборудование: наклеенные на стене разноцветные полоски от 1до 1,5м, на полу мягкий коврик.

    Ход: Дети по очереди ложатся на пол и стараются пройти по дорожке на стене. Начиная от пола постепенно поднимают ноги всё выше, переходя в положение «Свечка».

    7. «Допрыгни до полосочки».

    Цель: развитие координации, пространственных отношений (право-лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

    Оборудование: Дети строятся в колонну около полосок, наклеенных на высоте вытянутой руки ребёнка.

    Ход: Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.

    8. «Путаница».

    Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право-лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

    Оборудование : На стене наклеены силуэты ладошек в произвольном порядке.

    Ход: Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право-лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.

    1 вариант: ребёнок играет один и «ходит» руками по стене.

    2 вариант: игра в паре «Кто быстрее доберётся до условной метки?» При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами не отрывая рук от стены.

    3 вариант: один ребёнок ведущий, он даёт команды другому ребёнку куда идти (правая – красная, левая – зелёная).

    В групповых комнатах имеется перечень спортивного оборудования. Для увеличения двигательной активности детей разработаны методические рекомендации по обучению основным видам движений в условиях ограниченного пространства.

    Основные виды движений

    В результате применения данного оборудования и игр возрастёт интерес детей к подвижным играм, снизится хаотичная спонтанная деятельность, возрастёт продолжительность и интенсивность движений, снизится количество нарушений поведения и число травмоопасных ситуации.

    Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в течение дня

    «Костанай қаласы әкімдігінің Қостанай қаласы

    әкімдігінің білім бөлімінің № 44 бөбекжай бақшасы» МКҚК.

    ГККП «Ясли –сад №44 акимата города

    Костанай отдела образования акимата города Костанай».

    Бубнова.С.В.,

    воспитатель первой квалификационной категории

    Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы воспитатели обеспечили им педагогически целесообразную среду. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.

    Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

    Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляются в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений и физкультурные праздники. Основу для успешного овладения двигательными навыками ребёнок получает на систематических физкультурных занятиях. Однако совершенствование, устойчивость приобретаемых навыков и самостоятельное приобретение их ребёнком в различных условиях жизни не могут осуществляться только путём одних занятий. Чтобы дать детям возможность упражняется и самостоятельно применять навыки в своей деятельности использую в установленном режиме дня различные формы работы.

    Помимо ежедневной утренней гимнастики и определённого числа физкультурных занятий в неделю, в течение дня обязательно предусматриваю время для разнообразных подвижных игр, индивидуальных занятий и предоставляю возможность детям самостоятельно объединятся и играть или упражняться.

    В практике своей деятельности подвижные игры планирую, организую и поощряю в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям отвожу 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Предоставляю в распоряжении детей игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Стараюсь предложить новые сюжетно ролевые игры: ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т.д.).

    Двигательную среду насыщаю различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Для стимулирования двигательной активности в группе и на участке создаю полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель и т.д.). Использую выносной материал ("Попади в кольцо", «Сбей кеглю», «Кольцебросс»), на асфальте практикую разметку для игры в "Классики". Стараюсь организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Кроме того, в группе имею картотеку разнообразных игр, движений, упражнений состоящую из карточек на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчинятся правилам. На участке предлагаю спортивные игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки, кегли, и т.д.)

    Организуя с детьми разнообразные подвижные игры, способствую всестороннему развитию детей, содействую оздоровлению организма, обогащаю жизнь детей новым содержанием, воспитываю их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

    Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию планирую на основе обследования, которое проводиться совместно со спорт- инструктором. Разрабатываются индивидуальные маршруты для детей. Индивидуальная работа планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она является естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, не только предлагаю ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и стараюсь вызвать интерес к задаче. В случаях индивидуального обучения ребенок лучше осваивает данное двигательное действие. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

    Объединяю детей в небольшие группы при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделяю застенчивых детей в роли ведущих, вовлекаю малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д.

    Физкультминутки, пальчиковые игры (кратковременные физические упражнения) очень активно использую в своей работе в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутки провожу в процессе самого занятия, сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Практикую физкультминутку между двумя занятиями, провожу её в виде подвижной игры и упражнений. По возможности при проведении физкультминутки даю доступ к свежему воздуху (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, а если проводилась подвижная игра, непродолжительной ходьбы, напоминаю детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагаю спокойно занять свои места.

    Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.

    В группе детей третьего года жизни подбираю игрушки, стимулирующие самостоятельные первоначальные действия: различные каталки, коляски, автомобили, мячи, шары удобные для бросания, подбрасывания, прокатывания в воротца и т. д. Из крупных пособий, побуждающих детей к движению, использую горки, лесенки, скамейки, ящики и другие приспособления, на которых дети упражняются в лазанье, подлезании, ползании и т. д.

    Для самостоятельной двигательной деятельности детей четвёртого года жизни подбираю двигательные игрушки, мелкие физкультурные пособия и игры в соответствии с программой. Использую для упражнений в бросании и метании мячи различных размеров, мешочки, кольца, разнообразные интересные по конструкции и форме: кольцеброс, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки. Для детей старших групп к концу года вместе со спорт- инструктором вводим игры с элементами спортивных игр - волейбол, баскетбол, городки, бадминтон- подготавливающие детей к ознакомлению с правилами этих игр и к овладению некоторыми простейшими элементами в целях подготовки к школе и занятию спортом.

    Большое место в самостоятельной деятельности детей уделяю подвижным играм с правилами; они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей.

    Всё указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в циклограмме. Всю многообразную двигательную деятельность детей в течение регулирую и отслеживаю. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходимая смена деятельности, дозировка её, соблюдение всего двигательного режима. Стараюсь всегда помочь детям, и в то же время не спешить и не лишать их инициативы, возможности думать, проявлять усилие при усвоении физических упражнений, выполнении различных игровых заданий и т. д.

    Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного режима, без спешки и постоянных поторапливаний, противоречащих основам гигиены нервной системы ребёнка. Поэтому физическое воспитание во всех его компонентах чередую с другими занятиями и деятельностью детей. Соблюдение систематического чередования вызывает положительную реакцию детей и хорошие результаты.

    Вся педагогическая работа направлена на то, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспективу на завтра - поиграть в обещанную интересную игру, совершенствовать свои возможности используя разнообразное спортивное и игровое оборудование.