Короткие        12.02.2024   

Кто такая снегурочка и откуда она взялась? Кто такая Снегурочка и где её родители? Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.

В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная красавица является воплощением чистоты, юности, веселья и делает зимний праздник более ярким и радостным.

С самого детства мы привыкли видеть ее рядом с Дедом Морозом на всех новогодних мероприятиях, но мало кто из нас задумывался, где же родители Снегурочки. Попробуем разобраться!

  • Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?
  • Кто родители Снегурочки и где они сейчас?
  • Кто автор сказки про Снегурочку?
  • Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?

В фольклоре с давних пор упоминаются три сказочных героя, принимающих непосредственное участие в новогодних празднествах – Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. И если добрый старик имеет своих прототипов во многих других странах мира, то у милой светловолосой девушки такого прообраза не существует ни в мифологии, ни в легендах и сказках иных народов.

Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный уговорить даже застенчивого ребенка не робеть перед Дедом Морозом и рассказать стишок или спеть песенку.

Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них связана с древним славянским обрядом похорон Костромы – ритуального персонажа, символизирующего плодородие. По другой версии, истоки появления снежной красавицы восходят к языческим поверьям о мифологическом боге вод и ночного неба – Варуне, который в некоторых легендах является прообразом Деда Мороза.

Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней.

Кто родители Снегурочки и где они сейчас?

Хотя в народном фольклоре Снегурочка была известна еще в языческие времена, впервые о ней заговорили по всей стране во второй половине XIX века, когда в России была опубликована сказка о девочке Снегурке, или Снежевиночке, вылепленной из снега. Согласно этой истории, когда-то в одном русском селе жили крестьянин Иван и жена его Марья. В их доме всегда царили мир и любовь, однако прожили они вдвоем до самой старости, так и не сумев обзавестись детьми.

Однажды зимой в их селе выпало много снега. Иван и Марья вышли во двор и принялись лепить снежную куклу. Неожиданно Снегурочка зашевелилась, словно живая, и семейная пара приняла это чудо как благословение Бога, пославшего им ребенка. Сказка имеет печальный финал: прыгая с подружками через костер, снежная девочка растаяла.

Однако со временем ее образ прижился в народном сознании, а с конца XIX века стал активно использоваться в сценариях на новогодних елках. Поскольку Иван и Марья были обычными людьми, состарившись, они умерли, поэтому Снегурочка теперь сирота.

Кто автор сказки про Снегурочку?

Впервые сказку о Снегурке и ее родителях-стариках в 1869-м записал в своих трудах «Поэтические воззрения славян на природу» выдающийся русский собиратель фольклора Александр Афанасьев.

У автора есть и языческий вариант появления зимней героини, согласно которому Снегурочка – это снежная нимфа. Она рождается в начале зимы из снега, а с приходом весенних деньков испаряется и забирает с собой желания сельских жителей.

В 1873 году драматург Александр Островский, впечатленный рассказами Афанасьева, создал пьесу «Снегурочка», в которой описал зимнюю красавицу как бледнолицую девушку со светлыми волосами, одетую в шубку с меховой оторочкой, шапку и рукавички. В этом произведении автор представил Снегурку 15-летней дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, отпустивших ее к людям в слободку Берендеевку под присмотром Бакулы-бобыля.

Как и в сказании Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, но уже по другой причине – от яркого солнечного луча, который навел на нее мстительный и злобный бог плодородия Ярило.

Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Если верить пьесе Островского, то Дед Мороз приходится Снегурочке отцом, однако в 1935 году, после того, как в СССР официально разрешили праздновать Новый год, их стали принимать за дедушку и внучку. В педагогических пособиях по проведению новогодних мероприятий юная красавица выступает помощником старика и его посредником в играх с малышами на елке.

Кто придумал называть Снегурочку внучкой Мороза, до сих пор неизвестно, однако их первый совместный выход в свет состоялся в 1937 году в Доме Союзов Москвы, и с тех пор так уж повелось, что добрый старик приходится девушке дедом.

Место рождения Снегурочки

Легенда гласит, что место рождения Снегурочки – Берендеево царство в Костромской области. В Ярославской губернии, которая граничит с Костромской областью, есть деревня Берендеевка. По преданию, именно там живет Снегурочка.


Снегурочка - внучка Деда Мороза. Мы знакомы с ней с самого раннего детства, когда наши мамы и бабушки нам говорили вечером перед Новым годом: «Ложись поскорее спать, утром проснёшься, а Дед Мороз и Снегурочка принесут ёлку и подарки». А кто-то из нас сам убирал свою ёлочку, ожидая на следующее утро Деда Мороза и Снегурочку с подарками. Все эти воспоминания остались с нами, и живут тихой затаённой радостью в душе, которую взрослея, мы передаём своим детям.



Когда же «родилась» Снегурочка, эта помощница и спутница Деда Мороза? Видимо начать придётся c самой глубокой старины, когда в северных областях языческой Руси в зимнее время бытовал обычай делать из снега и льда разных сказочных идолов. В преданиях древних славян часто встречается образ ледяной девочки, которая ожила. А потом она появилась в русском фольклоре под именем Снегурка.



Пьеса и опера Снегурочка – Островский и Римский-Корсаков.


В «Поэтическом воззрении славян на природу» в 1869 году А. Н. Афанасьев, автор сборника русских сказок, опубликовал этот сюжет. А в 1873 году русский писатель А. Н. Островский написал пьесу «Снегурочка», в которой она предстаёт перед нами как дочь Весны-Красны и Деда Мороза. Снегурочка - юная девушка, в сердце которой нет эмоций, свойственных людям, поэтому она ощущает тоску, ведь «…несчастлив тот, в чьём сердце нет огня, кто без любви безумной век свой прожил…». Ей хотелось бы испытать яркие эмоции, и она вымолила у своей матери- Весны способность любить, хотя знала, что если сердце её станет горячим, она погибнет, а проще говоря, растает. В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков написал оперу, которая имела потрясающий успех. Воспитатели тех давних времён конца XIX - начала XX века придумывали различные сценарии для детских новогодних праздников, на которых появлялись не только Дед Мороз и Снегурочка, но и маленькие лесные жители: зайчики, белочки, медвежата и конечно снежинки. Дети радовались, и каждый выбирал себе костюм того или иного персонажа. Каждая девочка хотела быть Снегурочкой, но если это не удавалось, то снежинок на новогоднем празднике были настолько много, и они были так разнообразны, и все их наряды воздушные, летящие, пушистые были не менее привлекательны. Хотя, кроме снежинок, на праздник могли прийти и , и «Золушки», и феи, и эльфы и т.д. В это время любили делать инсценировки из сказок и театральных пьес и опер. Тогда театр любили, и посещение театра было событием грандиозным, которое начиналось подготовкой за несколько дней до посещения.
Как видим, Снегурочка в это время ещё не являлась главной помощницей Деда Мороза.




Советская Снегурочка.


После революции ёлочку запретили, и конечно вместе с ней Дед Мороз и Снегурочка тоже отправились в далёкие снежные края. А праздник Рождество не просто считался обычным будним днём, но и проще говоря, был вне закона. Даже специальные патрули, в основном комсомольцы, ходили по городу и заглядывали в ночные окна – нет ли ёлочки у кого?...В 1935 году ёлочку и Деда Мороза реабилитировали, в отличие от тех, кому предстояли долгие десятилетия испытаний. Снегурочка с этого года получила статус помощника и внучки Деда Мороза. Именно в 1937 году, который вспоминают наши бабушки и прабабушки даже сейчас шёпотом, Дед Мороз и Снегурочка впервые вместе выступали на ёлке в московском Доме Союзов. В ранних советских иллюстрациях, в детских книжках Снегурочка изображалась маленькой девочкой, а несколько позже, она повзрослела, и стала девушкой. Деду Морозу на новогоднем празднике нужна была помощница, которая умела бы не только подарки детям раздавать, но и игры заводить, и вместе с ними хороводы водить, и загадки загадывать-разгадывать и многое, многое другое...


Обычно в самодеятельных постановках Снегурочкой выбирали светловолосую девушку, а в школах это как обычно была «пионервожатая».



Кинематограф – фильм Снегурочка.


Когда в 1968 году снимали фильм «Снегурочка» выбрали одно из самых красивейших мест России – у реки Мера, где было построено царство Берендеев. Именно в этих краях, в Щелыково, А.Н.Островский написал свою «Снегурочку». Когда съёмки были закончены, деревянные декорации перенесли под Кострому, где возник парк «Берендеевка», есть там и «Терем Снегурочки». Да разве только терем, у неё даже день рождения есть – 4-5 апреля, когда уже почти середина весны. В сказке Снегурочка родилась зимой, но решили эту дату перенести на весну, объяснив тем, что «у Снегурочки отец - Дед Мороз, а мать - Весна, и поэтому у неё день рождения весной». Как известно, у Деда Мороза резиденция находится в Великом Устюге, а резиденцию Снегурочки, так тому и быть, решили оставить там, где она родилась, где А.Н. Островский написал эту пьесу.

Мои уважаемые юные и взрослые читатели, здравствуйте! Как предновогоднее настроение? Надеюсь, что с каждым днём всё лучше да всё веселее. Ёлку мы с вами уже выбрали, – решили, с праздничным меню определились. Можно и Деда Мороза на дом звать, а то ведь в новогоднюю ночь он дюже занятый, спешит в каждый дом, чтобы всем без исключения ребятишкам подарки доставить.

Вместе с дедом Морозом к нам в гости приходит его постоянная спутница и помощница – внучка по имени Снегурочка. И мы настолько привыкли, что она просто есть и без неё часто не обходится новогодний вечер, что даже и не задумываемся, кто такая Снегурочка. Она как само собой разумеющееся приложение к Деду Морозу, да не обидится на меня сказочная красавица.

Но юным и любознательным нередко становится непонятно, а откуда она появилась. Особенно смышлёные пытают своих родителей, почему дед у неё есть, а мамы с папой нет, где её дом и почему она вместе с Дедом Морозом в Великом Устюге не живёт?

Устав придумывать всякие небылицы для своих детей, решила всё-таки узнать историю про появление Снегурочки. Заодно и вам добрую услугу окажу – будет, что отвечать на каверзные детские вопросы.

План урока:

Истинно русское достояние

Если изучить народный фольклор про новогодние и рождественские праздники разных народов мира, то такого прототипа как Снегурочка в других странах нет. Снеговики есть, Деды морозы в разных одеяниях тоже есть, олени есть, а вот Снегурочки нет!

Русскому Деду Морозу просто сказочно повезло! Ни у американского Санты, ни у финского Йоулупукки, ни у итальянца Баббо Натале такой красивой внучки нет, а у нашего есть! И откуда взялась-то такая?

В биографии вечно молодой Снегурочки много белых пятен. Так уж повелось, что русский народ любит всё объяснять легендами и окутывать тайнами. Так и про светловолосую помощницу доброго деда есть в славянской мифологии своя история.

  • Если верить одной из версий, Снегурочка появилась при проведении обряда проводов (чаще называемых похороны) Костромы — своеобразного весеннее-летнего ритуала. В нём на Купалу сжигается чучело женского божества Костромы, одетое в белые одежды. В народе так прощались с русальной неделей, чтобы эти мифологические существа – русалки — больше людям не вредили. Есть обычай прыгать через костёр. Вот саму-то Кострому некоторые и связывают с образом Снегурочки, которая над купальским костром растаяла.
  • Некоторые склоняются, что Снегурочка – это прообраз снежной королевы — зимней богини Мораны, которая скитается в снегах, каждую ночь поджидает солнце, чтобы погубить его, каждую весну сражается со светом, чтобы продлить зиму и каждый раз погибает с первыми весенними днями, будучи сожженной на символичном костре. Вот и Снегурочка, как зимний символ, гибнет с приходом весны. Сегодня чучело, похожее на Морану, сжигается на Масленицу при проводах зимы.

Но мне почему-то ни одна из этих историй не нравится. Ну не ассоциируется у меня эта добродушная девушка с образом древней жестокой зимней богини ночи Мораны и похороненной Костромы. Хотя местные костромские краеведы попытались обнаружить такую связь Снегурочки и объявили город Кострому её родиной.

Легенда сказочная и красивая больше мне по душе. По ней Снегурочка – это живой символ скованной льдами в реках воды. А причём тут ? При том, что по славянской мифологии водами, а заодно и ночным небом заведовал бог Варуна, который во многих мифологических образах нередко выступает в образе добродушного и могучего деда, ну очень похожего на нашего Мороза. По-моему совсем неплохо. Как вам?

Ледяная девушка из сказки

Про живую ледяную девушку рассказывали русские народные сказки, в которых её лепят во дворе, а она чудодейственным образом непременно оживает. А в силу того, что лепят это чудо из снега, то и звать стали свои «поделки» люди Снегурушками и Снежевиночками.

Одной из первых появилась весть о существующей девочке из снега у русского любителя фольклора Александра Афанасьева. О странной ледяной Снегурушке, которая в конце всех русских сказок обязательно тает, он рассказал в своей работе – исследовании славянской мифологии. Афанасьеву в одном из далёких русских деревень поведали сказку, как крестьяне Иван да Марья, дожившие до старости без детей, слепили себе снежную куклу, что спустя время ожила.

Знаток фольклора был уверен, что такой персонаж появился не случайно и видел в нём прообраз той самой зимней богини Мораны, что в конце сказа по обычаю растаяла. Только вот не вяжется у него что-то по преданью: в той сказке Снегурушка летом над костром в облако превратилась, прыгнув через него, а не весной. Неужели она – это та самая Кострома?

Первым, кто сумел нам более-менее понятно поведать о снежной чудеснице, породив раз и навсегда помощницу Деду Морозу, стал русский писатель-драматург Александр Островский. В его написанной в 1873-м году пьесе Снегурочка предстала бледнолицей девушкой со светлыми волосами, одетая в белую шубку с мехом на опушке. На голове у неё меховая шапочка, а на руках рукавички.

Не правда ли, островская девушка до боли знакома? А явилась на люди девица из леса. А не оттуда ли приходит к нам Дедушка Мороз?

Про родителей

Если до Островского Снегурочку лепили всё крестьяне — старики да старухи, то русский драматург дал ей в качестве родителей Деда Мороза и Весну-Красну. Пьеса его была положена за основу оперы Римского-Корсакова и прославилась на весь мир. С тех пор Снегурочка стала реальным персонажем, приходящим каждый год под новогоднюю ночь.

Ещё до октябрьской революции фигурки Снегурочки весили на рождественские ёлки, девчушки наряжались в её костюмы, а в гимназиях ставили инсценировки по Островскому.

Снегурочка ненадолго пропала и не приходила в Новый год в послереволюционное время, когда новая власть не приветствовала празднование Рождества. После 35-го года прошлого столетия всё вернулось «на круги своя», и новогодние ёлки снова стали радовать детей вместе с Дедом Морозом, а хорошенькая девочка своими улыбками в милом наряде, как образец покладистости и добродетели, стала ещё одной участницей детских торжеств.

Только вот не положено было старцу с седой бородой иметь такую дочку, и постепенно, во времена Советского Союза, силой пера поэтов и писателей превратилась Снегурочка во внучку. Их первый светский выход вместе состоялся в 1937-м году на московской в Доме Союзов.

Повисла судьба Снегурочки на волоске в военные годы и как знать, вернулась бы она к нам после войны или нет, если бы не Лев Кассиль и Сергей Михалков, которые в 50-х годах были авторами сценариев для кремлёвской ёлки. Именно они сделали её обязательной участницей праздников в паре с Морозом.

С тех пор они не расстаются, а добрый старец, переведённый в роль её деда, аккуратно переложил часть своих обязанностей по развлечению детей на её хрупкие плечи.

Прямо целый детектив получается. У меня теперь ступор: по Афанасьеву у Снегурочки родители, наверное, от старости умерли, и оставили бессмертный сказочный персонаж сиротой. А по Островскому как правильно объяснить ребёнку, куда советская эпоха дела Снегурочкиного отца, дав взамен деда, — даже не знаю. Есть идеи?

Маленькая родина Снегурочки

Как мы уже отметили, костромские краеведы всё-таки заверили всю страну, что маленькой родиной дочери Мороза и Весны является именно костромской край. На родовое гнездо там претендует местечко под названием Щелыково, где Островский написал свою пьесу. Там же был снят фильм «Снегурочка», а деревянные декорации, использованные в фильме, из села перенесли в Кострому, образовав парк «Берендеевка».

В 2008-м году костромчане выстроили для Снегурочки целый терем, где она радуется встрече с ребятишками. Начиная с 2009 года, 4 апреля стал официальным днём её рождения, так что можно направлять поздравительные открытки и засылать подарки.

Ну как, генеалогическое дерево Снегурочки у вас нарисовалось или вы ещё не склонились к какой-то легенде? А может быть, у вас есть своя версия появления чудесницы в белой шубке? Откройте нам тайну!

А теперь, пожалуй, самая популярная мульт-песенка про нашу новогоднюю красавицу)

Пишите комментарии, подписывайтесь на новости блога и вступайте в нашу группу «ВКонтакте» !

С наступающим вас!

В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная красавица является воплощением чистоты, юности, веселья и делает зимний праздник более ярким и радостным.

С самого детства мы привыкли видеть ее рядом с Дедом Морозом на всех новогодних мероприятиях, но мало кто из нас задумывался, где же родители Снегурочки. Попробуем разобраться!

В фольклоре с давних пор упоминаются три сказочных героя, принимающих непосредственное участие в новогодних празднествах – Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. И если добрый старик имеет своих прототипов во многих других странах мира, то у милой светловолосой девушки такого прообраза не существует ни в мифологии, ни в легендах и сказках иных народов.

Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный уговорить даже застенчивого ребенка и рассказать стишок или спеть песенку.

Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них связана с древним славянским обрядом похорон Костромы – ритуального персонажа, символизирующего плодородие. По другой версии, истоки появления снежной красавицы восходят к языческим поверьям о мифологическом боге вод и ночного неба – Варуне, который в некоторых легендах является прообразом Деда Мороза.

Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней.

Хотя в народном фольклоре Снегурочка была известна еще в языческие времена, впервые о ней заговорили по всей стране во второй половине XIX века, когда в России была опубликована сказка о девочке Снегурке, или Снежевиночке, вылепленной из снега. Согласно этой истории, когда-то в одном русском селе жили крестьянин Иван и жена его Марья. В их доме всегда царили мир и любовь, однако прожили они вдвоем до самой старости, так и не сумев обзавестись детьми.

Однажды зимой в их селе выпало много снега. Иван и Марья вышли во двор и принялись лепить снежную куклу. Неожиданно Снегурочка зашевелилась, словно живая, и семейная пара приняла это чудо как благословение Бога, пославшего им ребенка. Сказка имеет печальный финал: прыгая с подружками через костер, снежная девочка растаяла.

Однако со временем ее образ прижился в народном сознании, а с конца XIX века стал активно использоваться в сценариях на новогодних елках. Поскольку Иван и Марья были обычными людьми, состарившись, они умерли, поэтому Снегурочка теперь сирота.

Впервые сказку о Снегурке и ее родителях-стариках в 1869-м записал в своих трудах «Поэтические воззрения славян на природу» выдающийся русский собиратель фольклора Александр Афанасьев.

У автора есть и языческий вариант появления зимней героини, согласно которому Снегурочка – это снежная нимфа. Она рождается в начале зимы из снега, а с приходом весенних деньков испаряется и забирает с собой желания сельских жителей.

В 1873 году драматург Александр Островский, впечатленный рассказами Афанасьева, создал пьесу «Снегурочка», в которой описал зимнюю красавицу как бледнолицую девушку со светлыми волосами, одетую в шубку с меховой оторочкой, шапку и рукавички. В этом произведении автор представил Снегурку 15-летней дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, отпустивших ее к людям в слободку Берендеевку под присмотром Бакулы-бобыля.

Как и в сказании Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, но уже по другой причине – от яркого солнечного луча, который навел на нее мстительный и злобный бог плодородия Ярило.

Если верить пьесе Островского, то Дед Мороз приходится Снегурочке отцом, однако в 1935 году, после того, как в СССР официально разрешили , их стали принимать за дедушку и внучку. В педагогических пособиях по проведению новогодних мероприятий юная красавица выступает помощником старика и его посредником в играх с малышами на елке.

Кто придумал называть Снегурочку внучкой Мороза, до сих пор неизвестно, однако их первый совместный выход в свет состоялся в 1937 году в Доме Союзов Москвы, и с тех пор так уж повелось, что добрый старик приходится девушке дедом.

Снегурочка и Дед Мороз - популярные персонажи и неизменные гости любого Нового Года. Герои неизменно веселы и доброжелательны - поздравляют взрослых и дарят подарки малышам. Но история возникновения обряда празднования, как и настоящие роли Мороза и Снегурочки, потрясают воображение своей жестокостью и обилием кровавых подробностей.

Снегурочка и Мороз: скандинавское толкование

По свидетельствам римских летописей, кельтские жрецы - друиды - среди прочих деревьев особенно чтили хвойные (ель, сосна). Зеленым исполинам из священных рощ регулярно подносили дары - еду, цветы, драгоценности и человеческие жертвы. Впрочем, последние - факт неподтвержденный, хотя русская Снегурочка и ее современное толкование считается культурным заимствованием у диких, непросвещенных варягов.

Откуда родом Снегурочка?

Жестокий дух зимы - Старец Севера - требовал почтительного отношения. Девочка-Снегурочка была необходима, чтобы умилостивить божество природы. На роль Снегурки выбиралась либо сирота, либо жребий кидался в пределах поселения. Кто родители Снегурочки - было совершенно неважно.

Традицию жертвоприношения римские историки описали очень красочно и с множеством неаппетитных подробностей - обливание ледяной водой и вспарывание живота юной девушки были обязательными атрибутами кельтских празднований, как и украшения священных елей останками людей.

Особой веры римским летописцам нет, поскольку друиды были известны своим пацифизмом и бережным отношением ко всему живому - деревьям, травам, животным и людям.

Снегурка: славянское толкование

Общие корни народов индоевропейской группы позволяют делать выводы о едином мифологическом пространстве, в свете чего персонажи, герои и основные мотивы сказок и легенд повторяются и переплетаются. Русская Снегурочка - отголосок общей космогонической концепции и частичного культурного заимствования. Персонаж встречается преимущественно в славянских сказках, в Европе подобного образа

Одним из непременных внешних признаков и современных считается корона Снегурочки. по наблюдениям культурологов, восходит к образу пра-Снегурочки - славянского духа Костромы. Сестра Купалы - Кострома - изображалась как девушка в белых одеждах с короной (возможно, та самая корона Снегурочки) на голове и веткой дуба в руке. Встречи и проводы Костромы (олицетворения весны) сопровождались особыми обрядами. Подобно знакомому нам по многочисленным литературным произведениям, Кострома покидала людей - совсем как Снегурочка летом. Сестра Купалы некоторое время была «в силе», а затем «заболевала» и «умирала».

До сих пор неизвестно, как из Костромы получилась девочка-Снегурочка, но именно древнее божество славян лежит в основе современных семейных праздников.

Есть ли семья у Снегурки?

На вопрос «Кто родители Снегурочки?» ответов в мифологии можно найти несколько - Зима и Лада, Весна и Зима - два взаимоисключающих начала.

Без вмешательства потусторонних сил тут, очевидно, не обошлось, но современная легенда о Морозе и его внучке за Снегуркой родителей не признает в принципе.

Где родители Снегурочки? Исходя из древнескандинавского и древнеславянского понимания праздника, родители бы «в шоколаде». Избранной для торжественного жертвоприношения Снегурке была обещана вечная жизнь, а всем ее родным - благоденствие и процветание.

Снегурочка и Дед Мороз: эволюция образов

Традиционный Дед Мороз из русских сказок эволюционировал в доброго старика достаточно долго. Пра-Мороз, он же Морок, был божеством хтоническим, и встречаться с ним не захотелось бы никому.

Властелин снегов и бесконечной зимы, Мороз-Морок был также известен своей любовью к обманам, что сохранилось в многочисленных поговорках языков индоевропейской группы. Любимым развлечением доброго дедушки Морока было сбить путника с толку и завлечь его в болото или чащу, где последний погибал от холода и истощения. Задобрить Морока можно было только особыми подношениями и подарками, которые расставляли за дверью и на обочинах дорог.

Со временем Дед Мороз сильно подобрел и стал не только замораживать, но и одаривать смертных. Этот мотив можно проследить в народных и авторских сказках.

Пара «Снегурочка и Дед Мороз» сложилась значительно позднее - в начале 20 века.

Дед Мороз и Снегурочка: традиционные костюмы

Старик огромного роста в белой меховой шубе, покрытой изморозью - так себе представляли грозного Мороза наши далекие предки. Длинные седые волосы и белая всклокоченная борода с сосульками - непременные признаки властелина зимы. Царством Позвизда-Мороза была зима - в это время года ему и только ему принадлежал весь мир.

Часто на современные празднования Дед приходит с посохом в руке - такой же был и у его прародителя. Одним прикосновением этого могущественного оружия пра-Мороз мог заморозить реки и озера, превратить землю в ледяные равнины и расколоть горы. Под действием артефакта люди и животные превращались в ледяные глыбы, поэтому задобрить божество было жизненно необходимо.

Еще один магический артефакт - пояс, который можно увидеть и у современных Морозов, он выступал своеобразным оберегом.

Со Снегуркой все намного сложнее - непонятно, кто родители Снегурочки, откуда она взялась, и как сложился ее традиционный костюм. Предположительно, белая или голубая шубка девушки говорит о ее «зимнем» происхождении и роднит ее с названым родственником - Дедом Морозом.

Снегурочка: городские легенды и современные "ужастики"

Популярная в мировой сети версия о настоящем происхождении праздника и связанных с ним образов слегка отдает дешевыми фильмами ужасов.

По лучшим голливудским традициям, в роли Снегурочки, по версии популярной городской легенды, выступала юная дева, не знавшая мужчины. Эту несчастную девушку не только выставляли на мороз и обливали ледяной водой, но и впоследствии «украшали» ее останками деревья в ближайшем лесочке. Все эти ритуальные действия приписываются друидам - древним кельтским эко-пацифистам, которым и обижать любое живое существо было не позволено законами.

В подобное осквернение священных рощ и деревьев жрецами культа верится очень слабо. На территорию, где совершались сезонные ритуалы и обряды, посторонние не допускались - тем более маловероятно, что безвестная девица могла находиться в священной роще вплоть до полного оледенения. Да и осквернять мертвечиной древние ели, возраст которых мог насчитывать несколько сотен лет, друиды бы вряд ли стали.

Образ несчастной замерзшей насмерть девушки-Снегурочки - частично заслуга победивших римлян, а частично - обычные страшилки из серии «в черном, черном городе».

«Революционная» Снегурочка из СССР

Со сменой режима новой власти - Советской - понадобились и новые праздники. Католическое рождество с буржуазными атрибутами - толстым Сантой и его эльфами-слугами - показалось партийным деятелям недостаточно идеологически выдержанным.

Национальные традиции малых народов СССР были распространены на относительно небольших территориях, а огромной стране требовался другой праздник - новый, яркий и абсолютно уникальный.

«Кремлевские елки», вошедшие в историю как пример помпезных торжеств для избранных, стали началом легенды о советской Снегурочке, ведь сам по себе строгий старик Дед Мороз очень далек от ребятишек, а многие малыши и сейчас опасаются страшной бороды и необычной одежды новогоднего гостя. Приглашение Снегурочки на детский праздник позволяет сделать торжество более уютным и домашним. На вопрос «Кто родители Снегурочки?» можно ответить однозначно - массовики-затейники и организаторы кремлевских новогодних мероприятий 30-х гг.

Дед Мороз и Снегурочка: как порадовать детей?

Поддержать детскую веру в новогоднее чудо достаточно непросто. Артисты не всегда хотят и могут отрабатывать гонорар, который иногда бывает нескромным, а декорации, наоборот, оставляют желать лучшего.

Для малышей и их родителей большим сюрпризом может стать тот факт, что юная Снегурочка весит добрую сотню килограммов, а от дедушки Мороза пахнет пивом.

Массовые мероприятия - оптимальный выбор, поскольку на таких праздниках есть не только огромная яркая елка, но и самый настоящий Дед Мороз, которой хоть и находится далеко на сцене, но поздравляет всех и сразу.

Еще лучше, если на роль доброго волшебника подрядится отец семейства или другой родственник мужского пола. Так ребятишки гарантированно получат сердечные поздравления, подарки и воспоминания о настоящем новогоднем чуде.

Какими станут любимые

Динамика образов главных героев позволяет строить предположения, основывающиеся на эволюции персонажей. Грозные духи природы за сотни лет превратились из вредителей в помощников и благодетелей, которых ждут в каждом доме. Из маленькой девочки Снегурка превратилась во вполне взрослую девушку, а Дед Мороз из седого злобного старикана - в благообразного старца с проседью.

Смешение образов католического Санты и русского Мороза сегодня приводит к многочисленным смешным путаницам - часто в праздники можно встретить Деда Мороза в шапочке Санта-Клауса или Санту в сопровождении Снегурки.

Возможно, в недалеком будущем эти персонажи настолько сблизятся, что будут полностью взаимозаменяемы. Впрочем, поскольку праздник и подарки приносит каждый из них, это ничуть не обидно.

Не менее приятно будет праздновать Новый год и с Сантой, и со Снегуркой, и с Дедом Морозом - подобные традиции уже сегодня можно наблюдать в некоторых семьях, где есть и католики, и православные.

Елка всегда будет елкой, подарки - подарками, а праздник - праздником, кто бы их ни приносил и кто бы ни желал здоровья, счастья и богатства.

Новогодние Дед Мороз и Снегурочка, а также Санта-Клаус и его эльфы уж точно никого не оставят без подарков и воспоминаний о необычных и веселых праздниках.