Для мальчиков        28.03.2024   

Иван андреевич андреев парикмахер. Парикмахерское искусство и парикмахерские

Несмотря на то, что умудрённая секретарша Верочка из «Служебного романа» утверждала, что именно обувь делает женщину - женщиной, мы прекрасно знаем: как бы дама ни была хороша собой, какими бы шикарными ни были у неё туфли, но если на голове - «воронье гнездо», то никакая обувь не поможет.

Мария-Антуанетта

Но если ты забыла прихватить с собой расчёску в надежде на то, что всё равно смотреть будут на грудь и ноги, не обольщайся - посмотреть-то посмотрят, а потом подумают: «Красивая, но уж больно лохматая».

Кстати, интересный момент - именно изменение причёски воспринимается окружающими людьми как полная смена имиджа. Не так давно на одном из зарубежных сайтов было вывешено фото кинозвезды Скарлетт Й. - голливудская дива перекрасила свои локоны в тёмно-каштановый цвет. Что характерно - все бросились обсуждать именно эту перемену, практически не среагировав на то, что звезда набрала лишний вес.

Конечно, утверждать, что все наши успехи и неудачи напрямую зависят от качества парикмахерских услуг, было бы смешно. Однако наше настроение, да и настроение окружающих - уж точно!

В старые добрые времена дамские мастера считались людьми вполне уважаемыми - без них не могла обойтись ни одна щеголиха. Так, в XVIII веке по всей Европе гремело имя французского куафёра Леонара Боляра. Именно Боляр изобрёл знаменитые высокие причёски, которые так любила капризная королева Мария-Антуанетта. Это были удивительные конструкции, составлявшие как бы единое целое с головным убором. В этот период дамы носили на голове «цветочные клумбы», «вазы с фруктами», «мини-сады», «античные развалины» и, как известно, модели кораблей.

Неудобство высоких причёсок, мешавших женщинам сидеть в карете или в портшезе, было учтено Леонаром - он придумал лёгкий складной механизм, с помощью которого можно было сделать причёску низкой, а потом - снова высокой. Самой знаменитой причёской до сих пор считается a-la Belle Poule". Она была так названа в честь известного фрегата «Белль Пуль», победившего английский фрегат «Аретуза» в 1778 году. Однако, как уже отмечалось, Екатерина запретила дамам показываться при дворе со всеми этими «кораблями» и «фонтанами» - она считала их негигиеничными.

Так как опытного куафёра, умеющего создавать подобные конструкции, было сложно найти даже в Париже, дамы, образно говоря, стояли в очереди к тому или иному мастеру. Сделав причёску, они могли носить её целый месяц, не смея даже спать по-человечески - существовал специальный валик, позволявший во время сна держать куафюру на весу.

Разумеется, причёски модных красавиц начинали кишеть кровососущими насекомыми, но даже это мало кого останавливало. Щеголихи не отдавали себе отчёта в том, что их кумиру - Марии - Антуанетте ежевечерне разбирают её сложные конструкции, причёсывают на ночь волосы и смывают с них пудру.

Другое известное имя - Марсель Грато. Он ещё в середине 1870-х изобрёл завивку «горячим способом» - щипцами. Он же запатентовал первые в истории щипцы для завивки, названные по имени изобретателя - «марсель». К концу века метод Марселя распространился по всей Европе.

Однако и в России были свои замечательные мастера. Так, Иван Андреевич Андреев был не только широко известен у себя на Родине, но и получил признание в Париже. Сын крепостного крестьянина, получившего вольную в 1861 году, Андреев пешком пришёл в Москву и поступил в ученики к цирюльнику Артёмову. Его «творческий путь», как водится, не был усыпан розами - несколько лет Андреев служил в подмастерьях, да ещё бегал хозяину за водкой и укачивал его ребятишек.

Однако, получив звание мастера, Андреев сделался самым модным дамским куафёром и получил возможность причёсывать светских красавиц и богатейших московских купчих. Он создавал шикарные, немыслимо дорогие бальные причёски - с лентами, перьями и россыпью шёлковых цветов. Кстати, Иван Андреев прожил долгую жизнь и служил парикмахером ещё в эпоху НЭПа. Своё долголетие мастер объяснял тем, что всю жизнь любил создавать красоту и не боялся учиться новому.

Разумеется, услуги всех этих знаменитых мастеров, имевших допуск в самые высшие сферы, не были доступны большинству населения. Кстати, в СССР было вообще трудно попасть к парикмахеру - женщины сидели в очередях по 3 . Но самым сложным было сделать качественную химическую завивку, так называемую «химию» - специальный состав, без которого эта причёска попросту невозможна, входил в число дефицитных товаров и очень часто парикмахеры покупали его на свои деньги у спекулянтов!
Разумеется, потом всё это окупалось щедрыми клиентскими чаевыми. В те времена иметь «своего мастера» считалось престижным - с ним можно было всегда договориться.

Однако же и теперь, когда парикмахерских стало несоизмеримо больше, многие женщины предпочитают посещать «своего» мастера. Они объясняют это тем, что доверять свою голову (в прямом смысле этого слова!) первому встречному им совершенно не хочется. Выбрать свою парикмахерскую сейчас так же сложно, как и раньше, ибо количество ещё не означает качество.

Главный признак неквалифицированного парикмахера - это вопрос: «Где вас так ужасно подстригли?» Как только услышали этот вопрос - пересаживайтесь в другое кресло или вообще уходите оттуда. Почему? Дело в том, что этот вопрос не имеет целью получение информации. Это вопрос - оборонительный. Парикмахер, таким образом, снимает с себя часть ответственности за свою будущую халтуру. Ибо, в конце концов, он может заявить: «Я сделал всё, что было в моих силах. То, что у вас было, исправить не смог бы даже Сергей З...в!»

Ещё одна распространённая ошибка - это неизменное доверие к авторитетам, так сказать, к «лейблу». Многие люди совершенно искренне полагают, что если на дверях заведения написано «Лаборатория Высоких Парикмахерских Технологий» или ещё какая-нибудь вычурная глупость, то там уж точно из любой Золушки сделают Принцессу, а из лягушки - Василису Прекрасную. Многих вводят в заблуждение и зеркальные стены с подсветкой, и улыбчивые девочки на ресепшене, каждую из которых можно смело посылать на конкурс «Мисс Вселенная».

Разумеется, это приятно, что всем посетителям наливают , а из колонок несётся не «русский шансон», а Enya, однако, может так случиться, что вы попадёте к мастеру, который за большие деньги сделает из вас пугало. Креативный, продвинутый мастер под лозунгом: «Я художник - я так вижу!» может навязать вам совершенно немыслимый и неподходящий конкретно вам образ. А многие женщины так уж устроены, что мнение дорогостоящего профессионала для них - закон. Поэтому, когда пятидесятилетняя дама, всю жизнь предпочитавшая классический стиль, выходит с фривольным ёжиком ярко-рыжего цвета, это уже не всякого обрадует.

Иной раз в непрезентабельной парикмахерской вас могут постричь лучше, чем в любом салоне, ибо, как гласит старинная пословица: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Кстати, очень хорошо обращаются с дамскими волосами парикмахеры - геи. Зачастую любовь к женским причёскам у них - родом из детства, когда им нравилось причёсывать сестриных кукол.

Ещё один немаловажный момент - качественное обслуживание часто встречается в небольших парикмахерских, арендующих помещение в бизнес - центрах. Разумеется, войти туда может любой, прямо с улицы, однако, основная масса клиентов - это работники многочисленных офисов, «населяющих» этот центр. Понятное дело, что недобросовестность хотя бы одного мастера ляжет несмываемым пятном на всю парикмахерскую - в мгновение ока о халтуре станет известно обитателям всех местных контор. Поэтому в такие парикмахерские мастеров набирают весьма придирчиво и с обязательным испытательным сроком.

Но вообще, самый верный способ выбрать хорошего мастера - это расспросить у подруг и знакомых. Конечно есть злыдни, которые ни за что не скажут, где им сделали такую сногсшибательную стрижку, но я надеюсь, таких «друзей» лично у Вас нет.

Вся история парикмахерского дела началась с того момента, когда человеку захотелось украсить свой облик, чтобы выделиться. Первобытный человек посмотрел в реку, увидел свое отражение и подумал, что его космы, перехваченные леопардовой шкуркой, будут выглядеть гораздо интереснее, чем просто болтающиеся без ничего. А почему бы и нет? — подумал древний человек и начал воплощать на практике свой грандиозный замысел.
Результат превзошел все ожидания, первая прическа отличалась своей изысканностью от общей массы голов соплеменников, а практичность ее просто поражала воображение. Первое дефиле прошло на ура. Изумленные соплеменники захотели себе такие же повязки... Вот так или приблизительно так началось рождение нового вида искусства — парикмахерского дела.

В 50-е годы в мировом кино появляется Мэрилин Монро. Череда ее ролей — истории прекрасных блондинок с глазами, которые открываются для бриллиантов и закрываются для поцелуев. В конце 50-х годов после фильма Роже Вадима И бог создал женщину кумиром молодежи становится Бриджит Бардо. Она вводит в моду целый ряд причесок: прямые и длинные распущенные волосы, Конский хвост, пышную Бабетту с начесом. В 60-е годы еще одна будущая кинозвезда, которую назовут самой красивой женщиной мира, перекрашивается в блондинку. Это — Катрин Денев. Она стала похожа на Бриджит Бардо, — писали журналисты.

Из истории парикмахерского дела в России
История прически и стрижки в России весьма интересна. В своем большинстве славянские народы издревле носили длинные волосы и бороды, женщины — косы, для расчесывания которых использовали гребни. Найденные на раскопках гребни также стары, как история нашей культуры. Материалом для него служили дерево, рог, кость, металл. Под влиянием норманнов стали переходить к полудлинным волосам, бороды стали брить, оставляя только усы.
С распространением христианства вновь появляются длинные бороды, подстриженные в форме лопаты. Самой распространенной среди мужского населения Древней Руси от мала до велика была стрижка «под горшок». И эту работу выполняла домашняя прислуга у состоятельных граждан или глава семейства — у бедняков. С XIII века, вследствие татарского нашествия, русский люд стал подражать и стричься по восточному обычаю, даже брить голову наголо.
В 1675 г. царь Алексей Михайлович издает указ — «иноземных обычаев не перенимать, волос на голове не подбривать, платья иноземного не носить». Парикмахерским делом занимались и крепостные («тупейные художники»), которых содержали в большой строгости, не разрешая работать на других.
Петровские реформы ввели немецкую, а затем французскую моду. В 1702 г. Указ царя перечислял всех, кто должен надеть модные европейские костюмы и изменить прически. Нарушителей безбожно штрафовали. По специальному «бородному закону» была введена пошлина на бороду: заплатив ее, владелец бороды отдалял на год ее сбривание. У городских ворот были оборудованы специальные будочки, в которых находились наблюдатели и сборщики пошлины.
При правлении Петра I женщины перестали быть затворницами и смогли посещать балы и ассамблеи. Вот тут-то и сыграла природа женщины основную роль. Пытаясь перещеголять остальных, дамы все больше требовали от своих кавалеров выписывать западных куаферов за неимением своих. Так и в русскую моду вошли прически большого объема из густых локонов и с украшениями из дорогих ювелирных изделий. Со временем Россия все же выработала свой собственный стиль, который был продиктован своеобразием русской натуры. Постепенно прически дам становились все менее вычурными, более скромными, что всегда отличало женщин России.
Старорусская прическа «под горшок» сохранилась только среди крестьян и старообрядцев. Состоятельные люди носили парики. В период царствования Елизаветы Петровны был введен Указ о пользе брадобрития. «Бородной закон» в 1762 году был отменен. А. С. Пушкин писал об этом времени: «Народ, упорным постоянством удержав бороду и русский кафтан, доволен был своей победой и смотрел уже равнодушно на немецкий образ жизни обритых своих бояр».

Уже в XVIII веке существовали журналы мод, из которых дамы узнавали о модных тенденциях не только в одежде, но и в прическе. Это «Библиотека Дамского Туалета», «Магазин Английских, Французских и Немецких Мод», «Модное ежемесячное приложение» и др.
1801 г. — Александр I издает Указ обрезать волосы и косы иметь только 4 вершка.
1806 г. — кадетам было приказано стричь волосы под «гребенку».
1807 г. — офицеры носят косы только в торжественных случаях.

Цирюлен в городах было мало, и цирюльники бродяжничали, нося с собой свой инструмент. Они ходили по базарам, дворам и квартирам, выискивая клиентов. На шее у них неизменно болтался деревянный стул, на который здесь же, на улице, усаживали клиентов. Появление на улице цирюльника всегда становилось событием. Вокруг сразу же собирались зеваки, останавливались прохожие, чтобы послушать их скоморошьи присказки: « Бреем, стрижем бобриком-ежом, лечим паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем, локоны начесываем, на пробор причесываем, парик промоем, кровь откроем, мозоль подрежем, косу купим и срежем, мушки клеим, стрижем да бреем. Банки, пиявки, набор грудной степной травки!». Эти присказки — своеобразный перечень работ и услуг, проводившийся цирюльниками. Кроме стула, цирюльники таскали с собой громоздкие ящики, наполненные замысловатым инструментом и парфюмерией. В них находились ланцеты, ножницы нескольких видов, широкие бритвы, сосуд для хранения живых пиявок, простейшие медицинские инструменты, загадочные медикаменты в темно-синих флаконах, а также некая «помада собственного изготовления, рекомендуемая для ращения волос». Цирюльник в России — профессия уникальная, заключавшая в себе не только парикмахерское мастерство, но и обязанности доморощенного лекаря: он делал кровопускания, удалял зубы и даже лечил раны.

Цирюльничье дело стало умирать в 90-х годах XIX столетия. Оно даже подвергалось запретам. На смену ему пришло дело парикмахерское.
После войны 1812 года французские пленные сменили мундиры на платье цирюльников. Французы имели шумный успех. Знатные князья выписывали настоящих парикмахеров из Парижа. В крупных городах открывались парикмахерские, принадлежащие иностранцам. Обставлялись они дорогой мебелью, зеркалами, витринами, много было парфюмерии и косметических средств. На столиках лежали модные французские журналы, обслуживание стоило дорого. Россия в области моды была полностью ориентирована на Францию. В салонах, в своем большинстве, заправляли французские мастера. В Москве и Петербурге появились первые парикмахерские салоны, или, как их называли, «залы для стрижки и бритья». Пользоваться их услугами могли только люди состоятельные. На фасадах этих заведений красовались вывески с изображением изящно причесанных кавалеров с блестящими от помады волосами. Обилие парикмахерских салонов, издание журналов моды способствовали распространению всевозможных вариантов причёсок. Парикмахерских школ в дореволюционной России не было. Обучение проходило «в мальчиках». И старые мастера не спешили делиться своими профессиональными секретами. Дамские мастера — французы часто отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев.
В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже впервые русскому парикмахеру Ивану Андреевичу Андрееву вручили награды «За искусство», Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства. После этого Андреева И. А. приглашали в жюри, экспертом на выставки, конкурсы, показы причесок. Он побывал во многих столицах Европы. В 1909 г. Андреев И. А. выпустил книгу своих воспоминаний, альбом причесок, которые были удостоены высоких наград, был издан первый каталог.
С приходом на трон Николая I наступил расцвет театрального искусства: зарождалась русская опера, был открыт Александрийский театр. Расцвет русского театрального искусства оживил жизнь, дамы появлялись в обществе, поражая разнообразием туалетов и причесок. Это было время расцвета стиля Бидермейер в России.

Со времени царствования Александра I мужчины париков не носили, в моде были бакенбарды, усы, со времени правления Александра III в моде вновь усы, борода, впоследствии разделенная книзу надвое.
Итак, можно заключить, что парикмахерское искусство в России не выделялось в отдельный вид искусства и, возможно, работа по убранству волос в прическу в допетровские времена считалась ремеслом.
В связи с раскрепощением женщины Петром Великим, как уже сказано выше, началось повсеместное увлечение западной модой на одежду и прически, в которые, однако, были внесены элементы самобытности. Но самостоятельного развития искусство создания причесок в России не получило.


Имя российского парикмахера Ивана Андреевича Андреева гремело в Европе и России в конце XIX века.
Родился Андреев в Калужской губернии во времена крепостного права. Хлеба не хватало, и в 1861 году он уехал в Москву и стал учеником цирюльника Артемова: подметал и мыл полы, топил печи, колол дрова в его хозяйстве.

Иван работал с 5 часов утра, а в 10 все садились за станки и плели волосяные пряди для искусственных париков, шиньонов и кос.
После 9 лет изнурительной работы в цирюльне на Сретенке Иван Андреев получил право перейти к другому мастеру уже в качестве подмастерья. Цирюльник Агапов подписал с молодым парикмахером договор, по которому в течение шести лет тот должен был выполнять работы по стрижке, прическе и бритью.
В 1879 году Андреев открыл свою парикмахерскую, а оборудование сделал по европейскому образцу. В чистых, просторных залах стояла красивая удобная мебель, зеркала. В стеклянных витринах на стойках возвышались парики, причесанные по последней моде.
Мастера в цирюльнях того времени в каждом зале выполняли только одну операцию: в одном зале мыли волосы, в другом окрашивали, в третьем завивали и укладывали в прическу. Специальные мастера делали массаж кожи, втирали в кожу головы бальзамы, настои.
"Красота женщины всецело зависит от изящества прически", - часто говорил Иван Андреев.
Чтобы идти в ногу со временем, он регулярно ездил в Европу, изучал новые методы в области завивки, стрижки, совершенствуя свое мастерство. Андреев участвовал в конкурсах, проходивших в России и Европе. На Всероссийской выставке 1885 г. ему была присуждена "Большая серебряная медаль". Ему вручили бриллиантовые академические Пальмы за три внеконкурсные прически. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Андрееву были присуждены награды "За искусство", "Большая золотая медаль", "Большая серебряная медаль". Учитывая выдающиеся способности, талант и высокое профессиональное мастерство Андреева, дирекция конкурса и городские власти сочли возможным устроить в честь него настоящий праздник для зрителей.
Российского маэстро посадили на "золотой стул" и пронесли его несколько раз вокруг холма Монмартра. С этих пор Андреев стал признанным высоким профессионалом парикмахерского искусства. Он принимал участие в работе жюри на конкурсах причесок, был экспертом на выставках, написал книгу воспоминаний. Большим успехом пользовался его каталог причесок (1909 и 1912 г.г.)
Был выпущен специальный добавочный листок с рисунками дамских причесок, которые мастер выполнил в 1900 в Париже на Всемирной выставке.
Прически Ивана Андреева имели шумный успех, их перерисовали, а рисунки помещали во всех европейских журналах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Все кто интересуется модой, наверняка знают имена знаменитых кутюрье – творцов «Высокой моды» как прошлого, так и настоящего, например, Кристиана Диора, Пьера Кардена, Нину Ричи, Габриэль Шанель, Ив Сен Лорана и др. Многие неизвестные имена стали нам известны благодаря хлынувшим потокам парфюмерии и косметики. В последнее время россияне узнали не только имена кутюрье, но и парикмахеров-модельеров, слава которых гремела по всему миру. Изобретатели новых модных, современных стрижек, завивки, укладки, средств для волос (шампуни, муссы, гели, помада) прочно вошли в нашу жизнь. Благодаря модным журналам, журналу «Долорес» парикмахерское искусство, появилась возможность познакомиться с уникальным искусством причёски. Судьба многих творцов причёсок сложна; труд, постоянные поиски, постоянное повышение своего мастерства и развитие вкуса – вот то общее, что объединяет парикмахеров, мастеров по причёскам прошлого с современными модельерами-парикмахерами.

3 слайд

Описание слайда:

Парикмахер Иван Андреевич Андреев. «Красота женщин всецело зависит от изящества причёски». Талантливый парикмахер, прожил долгую жизнь. Встречавшие его люди видели бодрого, несмотря на преклонный возраст, опрятно одетого и чисто выбритого, подтянутого человека. Парикмахеру было… восемьдесят лет! Секрет долголетия, возможно заключался в том, что всю свою нелёгкую жизнь И.А. Андреев посвятил парикмахерскому искусству.

4 слайд

Описание слайда:

И.А. Андреев родился в семье крепостного крестьянина в Калужской губернии. После отмены крепостного права в 1861г. и получения вольной Андреев уехал из деревни в Москву. Земляк дворник определил юношу учеником к цирюльнику Артёмову, цирюльня которого находилась на Стретенке. Первые годы жизни в Москве у хозяина напоминали мытарства. Цирюльник Артёмов был злым и своенравным человеком, приступы ярости охватывали его при малейшем непослушании работников. Жизнь в заведении Артёмова начиналась в пять часов утра. Хозяйка заставляла исполнять работы по дому: носить воду, убирать помещение, мыть посуду, чистить одежду и сапоги как хозяину, так и другим мастерам. Приходилось колоть и носить дрова, топить печи, так как в помещении было очень холодно. За малейшую провинность жестоко наказывали. В 10 часов мастера садились за постижёрные работы: мыли и расчёсывали волосы, делали «накладные» косы, парики, вошедшие в моду шиньоны.

5 слайд

Описание слайда:

Всем ученикам хозяин ежедневно давал задание и строго контролировал его выполнение. Работа требовала хорошего зрения, усидчивости и терпения. Бывали случаи, что уставший ученик засыпал за работой, тогда его ждали розги. В цирюльне работало насколько мастеров, которые не только стригли и причёсывали клиентов, но и вырывали зубы, ставили пиявки, пускали кровь. Частенько бедному Ванюше доставались подзатыльники и оплеухи от мастеров, считавших, что он недостаточно внимательно исполняет их поручения. В таких условиях прошло девять лет, после чего Иван Андреев получил звание подмастерья и перешёл к другому цирюльнику – Агапову. Было заключено соглашение, по которому подмастерье Иван Андреев обязывался выполнять поручаемые мастером работы по причёске, стрижке, бритью в течении шести лет. Шли годы, молодой парикмахер Иван Андреев совершенствовал своё мастерство, накопленные деньги позволили ему открыть в 1879 году свою парикмахерскую, а позднее магазин.

6 слайд

Описание слайда:

Его заведение очень отличалось от цирюльни, в которой он работал в юности. Парикмахерская на Кузнецком мосту была оборудована по европейскому образцу. В чистых светлых просторных залах, обставленных стеклянными витринами, были размещены образцы модных дамских причёсок и всевозможных аксессуаров к ним, а также всевозможные косметические и парфюмерные изделия. В каждом зале парикмахеры проводили только одну операцию с волосами: мыли, просушивали, завивали, красили. Специалисты – массажисты массировали голову, используя бальзамы, подлечивали (питали) волосы. Кроме парикмахерских работ были помещения со специальным оборудованием для массажа лица и тела, маникюра и педикюра. Мастер часто любил повторять, что он не жалеет денег на то, чтобы посетителям было удобно и приятно. К своим работникам И.А. Андреев относился с уважением. Взяв многих из них в ученики, он старался привить им любовь к парикмахерскому искусству, передавая без утайки накопленный опыт.

7 слайд

Описание слайда:

Андреев со всеми был справедлив и честен, его деликатность поражала многих. Многие ученики, пройдя годы ученичества, оставались долгие годы работать в парикмахерской Андреева, становясь его помощниками и единомышленниками. Несмотря на то, что сам Андреев вышел из крепостных, он обладал тягой к знаниям. Ежегодно, будучи владельцем парикмахерской и магазина, он ездил в Европу, знакомиться с самыми модными образцами причёсок, аксессуаров (гребней, шпилек, заколок), с интересом осваивал современные методы работы с волосами, изучали инструмент, косметические средства. Долгие годы являясь мастером-парикмахером и большим знатоком парикмахерского искусства, И.А. Андреев сам неоднократно принимал участие в российских и европейских конкурсах, получая высокие награды. Единственная высшая награда – Большая серебряная медаль досталась Андрееву в 1885г. За участие во всероссийской выставке.

8 слайд

Описание слайда:

Обладая высоким вкусом, чувством гармонии, Андреев произвёл фурор не только среди присутствовавшей модной публики, но и удивил опытных профессоров парикмахерского искусства. Это было в Париже в 1888г., Когда Андреев вне конкурса выполнил три причёски непосредственно в присутствии знатоков – французских профессоров. Труд и врождённый талант Андреева были увенчаны очень высокой наградой, ему вручили бриллиантовые академические Пальмы.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Но за этой наградой последовали следующие, не менее почётные. Высокой оценки были удостоены работы И.А. Андреева в 1900г. на проходившей в Париже Всемирной выставке. В конкурсе приняли участие около пятидесяти человек, которые отличались высоким профессионализмом, обладали чувством стиля и гармонии. Но несмотря на это, победа досталась Андрееву, ему вручили награды «За искусство»: Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства. Первую награду Андрееву принесла выполненная им причёска в стиле короля Людовика XVI. Причёска в стиле короля Людовика XV принесла мастеру вторую высокую награду – Большую золотую медаль, а причёска «Фантази» была награждена Большой серебряной медалью. Чистота линий, красота завивки и укладк5и волос, женственность дамских причёсок отличали работы Андреева. В честь высокого мастерства победителя Андреева был устроен бал и праздник для зрителей.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Обычно по традиции победителя конкурса сажали на «золотой стул», но тут восхищённые парижане пронесли российского маэстро на «золотом стуле» несколько раз вокруг Монмарта, бросая во время церемонии цветы. Писатель В.А. Гиляровский, знаток московской старины, писал: «Но всё-таки, как ни блестящи были французы, русские парикмахеры Агапов и Андреев занимали как художники своего искусства первые места…» после этого события Андреев стал признанным профессором парикмахерского искусства, его приглашали в жюри, экспертом на на выставки, конкурсы, показы причёсок. Он побывал во многих столицах Европы: Вене, Лондоне, Будапеште. В 1909-1912гг. И.А. Андреев выпустил книгу своих воспоминаний, Альбом-каталог причёсок, которые были удостоены высоких наград.

13 слайд

Описание слайда:

Развитию современного парикмахерского искусства во многом способствовала фирма «Велла – Долорес», Союз парикмахеров России, Ассоциация парикмахерского искусства России. Благодаря энтузиастам стали проводить праздники парикмахерского искусства. Фестиваль красоты «Интершарм» первый раз прошёл в 1993г. Начало было положено Центром красоты «Велла – Долорес». В Москве систематически проходят чемпионаты России по парикмахерскому искусству. Российские мастера принимают участие не только в конкурсах в нашей стране, но и успешно демонстрируют своё мастерство за рубежом.

14 слайд

Описание слайда:

Систематически проходит обучение парикмахеров-модельеров с целью повышения квалификации. При подготовке к зарубежным конкурсам нашу команду тренируют самые опытные специалисты. В мире моды причёсок наши мастера зарекомендовали себя как профессионалы высокого класса. Имена Сергея Зверева, Ирины Барановой, Марины Высканян, Николая Хорьковского и многих других вписаны в историю развития отечественного парикмахерского искусства.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Во многом становлению парикмахерского дела в России мы обязаны энергии и деловым качествам Долорес Кондрашовой. В прошлом парикмахер-модельер, победитель конкурсов и соревнований, она, благодаря таланту и умению работать с людьми, стала главным тренером сборной команды страны. Д.Г. Кондрашова является председателем редакционного совета журнала «Долорес» (причёски, декоративная косметика). На фестивале «Мир красоты-98» президенту союза парикмахеров и косметологов России Долорес Кондрашовой был вручён «Большой Рыцарский крест Командора». Это сделал по поручению французского правительства Пьер Сессари – президент Международной конфедерации парикмахеров. Эту уникальную награду получают люди искусства, которые зарекомендовали себя не только как специалисты высочайшего класса, но и внесшие большой вклад в развитие искусства. Д.Г. Кондрашова первая стала президентом регионального отделения Международной конфедерации парикмахеров по Восточной Европе.

19 слайд

Описание слайда:

В 1904-1905 гг. Карлом Нестле в Германии была изобретена термическая завивка: горячий перманент - химическая завивка с помощью препаратов и тепловой обработки нагревателями. Способ был в 1908 г. запатентован, но ручное нагревание локонов было громоздким и неудобным, а время завивки - более 10 часов. И вот, в 1924 г. Иозеф Мейер применяет плоское накручивание прядей, а француз Марсель изобретает щипцы, создающие волнистость, близкую к естественной. Щипцы имели различную толщину и выполнены были из особого сорта стали. Появилась горячая завивка щипцами. Усовершенствование аппарата Мейера получило широкое распространение по всей Европе. Аппарат крепили к потолку или на стойке. С потолка свисали провода и шланги. Еще сейчас в некоторых парикмахерских сохранился этот вид электрозавивки. Существовал аппарат и для нагревания паром бигуди с накрученными прядями. Эта завивка выполнялась под действием трех факторов:

1) химического (жидкость для завивки);

2) физического (температура среды);

3) механического (накрутка прядей на бигуди).

Coiffures de Mr. Borderie, 36, Bd. de Strasbourg, Paris. (1910)

Недостаток данного метода заключается в том, что остается часть прямых волос в 2-3 см от корней и структура волос не восстанавливается, как это удается сделать с помощью нейтрализации при современном варианте. Современная химическая завивка вытеснила все предыдущие способы перманента и завоевала прочное место в парикмахерских и на дому у любителей парикмахерского искусства.

"Салон красоты" начала ХХ века найти было достаточно просто. Непременная вывеска в виде ножниц, вырезанных из жести или картона, и лубочные картинки с незатейливыми изображениями оказываемых услуг не оставляли места для сомнений - перед нами парикмахерская. Впрочем, внутреннее убранство большинства таких заведений тоже не поражало особой элегантностью. Скорее, наоборот, - цирюльник с несколькими помощниками принимал клиента запросто, без затей: грязные углы, облупленные стены и летающие повсюду мухи казались неотъемлемой частью интерьера.

Coiffures de Mr. Borderie, 36, Bd. de Strasbourg, Paris. (1914)

Усадив вошедшего в кресло и обернув его простынкой, мастер зычно кричал: "Мальчик, воды!",- и "мальчик" немедленно водружал на подзеркальник жестянку с горячей водой. Затем посетителя брили или стригли обычным порядком, тот расплачивался и спешил по своим делам. Но "свято место" пусто не бывает, и появление нового клиента означало, что процедура повторится в той же последовательности. Поэтому "мальчик" должен был постоянно держать наготове горячую воду, чтобы подавать ее хозяину снова и снова. И горе было нерасторопному - наказание следовало незамедлительно! Кипячение воды наряду с зуботычинами и выполнением разных мелких поручений гордо именовалось "обучением парикмахерскому делу", и продолжалось все это не один год. Какие уж выходили из таких учеников парикмахеры, можно только догадываться...

Однако прав был Михайло Ломоносов: "Может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать"! Путь одного русского куафюра, начинавшийся, как и у многих, с должности "мальчика на побегушках", привел к званию заслуженного профессора парикмахерских искусств. Согласно некоторым источникам, в метрике о рождении его звали Иван Андреевич Козырев, но Российская империя и Европа узнали его под фамилией Андреев. Псевдоним, который взял себе мастер, прославил его на весь мир! Но до этого момента Ивану Андреевичу пришлось, что называется, сполна хлебнуть горя.

Coiffures de Mr. Brillaud-Noirat, 7, rue des Capucines, Paris. (1913)

Родился он в семье крепостных крестьян Калужской губерни и с детства был привычен к тяжелому труду. Будучи еще совсем маленьким, Ванятка легко управлялся с домашней скотиной и готовился стать достойной сменой отцу. Но семья все равно жила впроголодь - порой в доме не было даже хлеба. Чтобы выбраться из нищиты, в 1861 году родители отправили юного Ивана в Москву на заработки. Оказавшись в огромном незнакомом городе, он хватался за любую возможность подзаработать, втайне грезя о "чистой" профессии, - быть половым в трактире или дослужиться до приказчика в скобяной лавке казалось юноше пределом мечтаний. Но судьба распорядилась иначе...
Однажды на улице Андреев столкнулся со своим земляком: тот, пристроившись работать дворником, был вполне доволен жизнью и не понимал зачем Ивану искать лучшей доли. Но помочь согласился - отвел его в парикмахерскую к цирюльнику Артемову, заведение которого находилось на Сретенке. Стричься туда ходил, в основном, небогатый люд и публика с Сухаревского рынка, так что в посетителях, особенно в выходные дни, недостатка не было. Пристально оглядев подростка, Артемов, поломавшись, согласился взять его в ученики.

Coiffures de la Maison Garand, 55, Bd. Haussmann, Paris. (1913)

Позднее, уже добившись всемирной известности, Иван Андреевич неохотно вспоминал об этом периоде своей жизни. Но, к счастью, он все же поделился своими впечатлениями с несколькими людьми. И одним из слушателей, заслуживших его доверие, оказался известный однофамилец великого куафюра - Леонид Андреев. Рассказанная история так потрясла писателя, что он использовал ее как основу для своего рассказа под названием "Петька на даче"...
Время ученичества у Артемова стало настоящим адом. Спал Ваня на полу, подложив под голову полено и накрывшись рваной шубейкой, но и это удовольствие было весьма недолгим. Ведь вставать приходилось в пять утра: нужно было идти за водой. Зимой - в старых хозяйских сапогах с ушатом на санках, а летом - с тяжелыми ведрами на коромысле.
В те времена ученику цирюльника, вопреки здравому смыслу, вообще меньше всего приходилось иметь дело с парикмахерским инструментом. Предметом особого внимания и ухода, помимо воды, становились... сапоги хозяина - подростку было велено каждый день начищать их до блеска. Помимо этого, он должен был своевременно поставить самовар, чтобы хозяева, встав с постели, могли "откушать" горячего чаю, а также подмести и вымыть пол, наколоть дров. Чтобы "мальчик" не ленился и успевал сделать все, что вменялось ему в обязанности, и хозяин, и хозяйка, и мастера считали своим гражданским долгом постоянно "воспитывать" его при помощи кулаков, розг, оплевух и подзатыльников...

Hairstyles for women, France, 1910s.] (1913)

В десять утра цирюльник Артемов, страдавший туберкулезом и оттого вечно пребывавший в самом мрачном расположении духа, собирал своих учеников в одной из комнат и начинал обучение азам парикмахерского искусства. Урок заключался в том, что мальчикам сначала рассказывали о способах изготовления париков, а затем давали задания для самостоятельной работы. В то время при многих цирюльнях располагались постижерные мастерские, принимавшие заказы на модные тогда искусственные шиньоны и косы. Содержать подобное заведение было весьма выгодным делом, так как работали в них обычно те самые ученики, чей труд стоил сущие гроши. Правда, требования у такой работе, несмотря на мизерность оплаты, были чрезвычайно жесткими: в течение дня нужно было сделать тридцать полос в три пробора, вшивая в монтюру по одному волосу. Занятие требовало не только определенных навыков, ловкости пальцев и хорошего зрения, но и огромной усидчивости - малейшая ошибка могла привести к безнадежной порче всего изделия. Что следовало за этим, нетрудно догадаться...Улучив свободную минутку, Иван во все глаза смотрел, как мастера бреют и стрегут, завивают локоны и нафабривают бакенбарды, стараясь запомнить все, вплоть до мельчайших деталей...
На исходе девятого года ученичества Иван Козырев случайно познакомился с молодым в те времена парикмахером Агаповым. Приметив несомненный талант молодого человека, сразу предложил Ивану шестилетний контракт, согласно которому тот должен был выполнять все обязанности мастера, то есть стричь, брить и выполнять прически разного уровня сложности. Конечно же, согласие было получено сразу же - и для Ивана началась новая жизнь...

Coiffures vues au théâtre réjane à la première de "Zaza." (1914)

Работа в процветающем салоне дала юноше уникальную возможность не только значительно усовершенствовать свое мастерство, но и первым узнавать о новинках и тенденциях парикмахерской моды того времени. И он трудился не покладая рук! Тем более что уже тогда Иван четко поставил для себя цель - скопить достаточно денег, чтобы открыть собственную парикмахерскую. В том, что услуги его заведения будут пользоваться спросом, он не сомневался - "золотые руки" московского куафюра приобретали все большую популярность среди благодарных клиетнов.
Похоже, цифра 9 играла в его судьбе немалую роль: девять лет ученичества привели его к Агапову, а девять лет напряженной работы после этого позволили начать собственное дело. Точно известно, что "андреевская" парикмахерская открылась в 1879 году, однако по поводу ее месторасположения существуют две версии. Согласно первой, открылась она на Кузнецком мосту, где уже в то время находилось множество фешенебельных модных магазинов. Согласно дроугой версии, парикмахерская Андреева работала на Петровке. Как бы там ни было, обустраивая свой собственный салон, Иван Андреевич рассудил, что "не пожалеет денег - лишь бы посетителям было удобно и приятно".

Coiffures de Mr. Madon, coiffeur de Mme. Poincaré, 4, Bd. Malesherbes, Paris. (1913)

Стремясь сделать свое заведение максимально непохожим на остальные убогие цирюльни, он, знаком с внутренним устройством европейских парикмахерских по картинкам из модных журналов, приобрел самую лучшую мебель, инструменты и новомодные средства. Выглядело все это следующим образом: в стеклянных витринах были выставлены косметические и парфюмерные препараты, здесь же размещались образцы модных дамских причесок и разнообразные аксессуары к ним, рядом красовались постижи. Позднее при салоне открылся и магазин, в котором посетители могли приобрести модный шиньон или понравившееся средство по уходу за волосами.
Следуя европейскому образцу, Андреев распорядился, чтобы в каждом зале его салона выполнялась только одна операция. Парикмахерская Ивана Андреева процветает,благодаря чему его имя становиться широко известным. Правда, пока только в Москве, но Андреев неустанно работает, готовясь к настоящей славе. И она не заставила себя долго ждать!

Coiffures de Mr. Perrin, 28, Fg. St. Honoré, Paris. (1910)

Первой значительной наградой стала "Большая серебряная медаль", полученная в 1885 году за участие во Всероссийской выставке. Но это было только началом - по прошествии еще трех лет Иван Андреевич прославился как первый русский парикмахер, получивший признание во Франции. В 1888 году в Париже три созданные им вне конкурса прически произвели настоящий фурор. За них Иван Андреев получил бриллиантовые академические Пальмы и сорвал аплодисменты не только модной публики, но и заслуженных парикмахеров-французов. После победы в Париже его карьера резко пошла в гору. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже талантливый русский мастер прогремел на весь мир, победив в конкурсе, участникам которого были около пятидесяти опытнейших парикмахеров. И не просто победил, а фактически "сорвал" весь призовой фонд, получив сразу несколько наград:"За искусство", "Большую золотую медаль", "Большую серебряную медаль" и Золотой крест наряду с дипломом на звание профессора парикмахерского искусства. Свои почетные призы Андреев завоевал за отлично выполненные конкурсные прически в "королевском стиле": а-ля Людвик ХV и ХVI, а вот звание профессора наряду с последующим триумфальным чествованием достались ему не только за мастерство, но и за удивительную способность к творчеству.
Словом, это был несомненный успех! Увенчали поразившего всех русского мастера достойно: по традиции победителя должны были посадить на "Золотой стул", но в отношении Андреева дело не ограничилось простым "усаживанием". Восхищенная толпа несколько раз пронесла его на этом троне вокруг Монмартра. А дирекция конкурса, покоренная невероятным талантом русского куафюра, устроила в его честь бал...

Coiffures de Mr. Julien Laumet, 15, Place de la Madeleine, Paris. (1914)

Дальнейшая судьба Андреева складывается не менее удачно. Вернувшись в Москву триумфатором, он стал самым модным в городе парикмахером. Стрижки "от Андреева" могли позволить себе только очень обеспеченные люди: цены в его салоне всегда были довольно высокими, но после парижского успеха стали просто бешеными. Андреев пользовался заслуженным авторитетом не только как высококласный мастер, но и как профессионал - после победы на Всемирной выставке его не раз приглашали в качестве эксперта и члена жюри на многочисленные выставки, соревнования по парикмахерскому искусству и показы причесок. А в 1909 и 1912 годах, по многочисленным просьбам коллег и учеников, Андреев даже выпустил каталоги своих причесок, которые получили широчайшее распространение, - рисунки его работ размещали многие известные европейские журналы.

Coiffures de Mr. Lalanne, 100, Fg. St. Honoré, Paris. (1913)

Помимо этого, он продолжал заниматься парикмахерским делом, обучая секретам своего ремесла множество людей и управляя собственным салоном и магазином. А постоянное стремление к совершенству заставляло Андреева внимательно следить за всеми изменениями в отрасли, осваивая новые инструменты и изучая всевозможные косметические средства. Благодаря этому он одним из первых начал делать короткие стрижки, ставшие необычайно популярными в 20-х годах прошлого века. Его собственные работы, по общему признанию, отличавшиеся невероятной чистотой линий и особой элегантностью укладки, стали образцом для последующих поколений парикмахеров. Он был первым русским парикмахером, создавшим свою школу: многие его ученики, в свою очередь, стали известными мастерами. Андреев научил их тому главному, что умел сам, - сохранять индивидуальность и ценить красоту.

За эти прически Иван Андреев получил три Бриллиантовые пальмы на конкурсе в Париже.


Слева: прическа "Луи ХVI с париком из белых волос", за которую Иван Андреев получил золотой крест и почетный диплом. Справа: прическа "Луи ХV", за которую получил Большую золотую медаль.

На Всемирной выставке в Париже.
Прическа "Фантазия" "с трансформатионом", за которую Андреев получил Большую серебряную медаль