Детские        25.03.2024   

Физическая любовь и философия. О любви Освобождение от догм

1. АГАПЕ-ЛЮБОВЬ


Слово «агапе» - греческое. Оно описывает особый род любви. Причина, по которой мы используем это греческое слово, заключается в том, что в нашем языке нет ни одного слова, способного быть полным определением такой любви.
Что такое агапе-любовь? Это такая любовь, которая отдает и жертвует ради наивысшего блага другого человека.
У агапе-любви есть две основные характеристики: (1) она абсолютно бескорыстна - стремится к тому, что лучше для возлюбленного, и (2) это преданная любовь - она сохраняется независимо от обстоятельств.
Главу 13 Первого послания к Коринфянам порой еще называют «любовной главой», потому что в ней рассказывается, как действует агапе-любовь. Вот как такая любовь выражает себя:

Любовь долготерпит.
Любовь милосердствует.
Любовь не завидует.
Любовь не превозносится.
Любовь не гордится.
Любовь не бесчинствует.
Любовь не ищет своего.
Любовь не раздражается.
Любовь не мыслит зла.
Любовь не радуется неправде.
Любовь сорадуется истине.
Любовь все покрывает.
Любовь всему верит.
Любовь всего надеется.
Любовь все переносит.
Любовь никогда не перестает.

Агапе-любовь - не просто восхитительное чувство, это определенный добровольный выбор. Но самое поразительное в такой любви то, что, когда ты решаешь бескорыстно любить человека, бережно относиться к нему, со временем ты замечаешь, что в тебе поселилось чувство любви к нему.
Бог дал нам прекрасное место, где мы можем научиться агапе-любви. Это место - наша семья. Когда ты живешь в семье, Бог хочет, чтобы ты проявлял бескорыстную любовь к другим ее членам. Помни, ты не должен дожидаться, пока тебя посетит чувство любви. Ты можешь просто решить любить их и начать действовать бескорыстно по отношению к ним. Это станет превосходной подготовкой перед браком.
Девушка и парень могут бережно относиться друг к другу, когда собираются пожениться. Это входит в их интересы. Но поженившись и перейдя к обыденной повседневности, они начинают проявлять естественный характер. Если они были эгоистичны и самолюбивы в своих семьях, то так же станут вести себя и в браке.
Одна из крупнейших ошибок молодых людей, когда они женятся из-за того, что не переносят жизни в своей семье. Пока ты не научился уживаться дома с другими членами своей семьи, ты не созрел для брака.
Прежде чем задумываться о браке, необходимо убедиться, что ты испытываешь к своему избраннику агапе-любовь, и он отвечает тебе взаимностью.
Счастливый брак - это НЕ брак между двумя «совершенными» людьми, которым посчастливилось встретиться и пожениться. Идеальных людей просто НЕ СУЩЕСТВУЕТ!
Счастливый брак - это брак между двумя несовершенными людьми, которые любят друг друга преданно и бескорыстно. Агапе-любовь не слепа, она замечает недостатки, но прощает их.
Когда ты по-настоящему любишь кого-нибудь, ты не стараешься изменить его. Ты принимаешь предмет своей любви таким, как он есть. Агапе-любовь говорит: «Я люблю тебя при любых обстоятельствах и буду любить всегда». Осознав это, тебе будет легче понять, почему этот вид любви - залог счастливого и удачного брака.
Агапе-любовь предназначается не только для брака. Мы должны распространять ее на всех людей. Каждый человек является объектом Божьей любви. Любой из людей чрезвычайно дорог Ему. Его любовь охватывает всех людей, и нас с тобой тоже.
Бог явил нам прекрасный пример жертвенной любви. Он отдал Своего Сына на смерть на кресте за таких грешных людей, как мы с тобой. В Библии сказано:

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками»
Послание к Римлянам 5:8.

Любовь - это универсальный инструмент Всеобщей Природы, - и на каждом плане сознания она проявляется по-своему. Прежде чем говорить о любви, вспомним, что представляет собой человек как интегральное существо.

Во-первых, человек обладает физическим телом, которое является одним из инструментов Духа на физическом плане сознания. Бесспорно, что наше тело имеет животное происхождение и вбирает в себя все животные привычки из далекого эволюционного прошлого, одна из которых - императивное (повелительное) стремление к размножению. Выжить и размножиться - главные императивы животного поведения.

Существует чисто физическая форма любви. У малочисленных народов, до сих пор находящихся на первобытнообщинной стадии развития, физическая любовь - основной инструмент отношений между мужчиной и женщиной. Воспроизведение потомства - главная задача. Практически любой мужчина должен оплодотворять женщин, готовых забеременеть. Семья - это община. Физическая любовь - это общинная любовь, в ней нет места чувству ревности. Любовь «дикарей» - совершенно чистая любовь, без трагедий, без драм, словом, без каких-либо эгоистических примесей. Физическая любовь - любовь «здесь и сейчас». Цель ее - не получение удовольствия, а продолжение рода. У некоторых северных народов России сохраняется древний обычай, по которому хозяин дома предлагает гостю-мужчине, остающемуся ночевать в его доме, спать вместе со своей женой. Если же гость отказывается от такого «подарка», то хозяину наносится большая обида.

Другой инструмент Духа - витальное тело или витальное существо. Витальное тело является тонкоматериальной структурой и владеет широчайшей палитрой чувств и жизненных проявлений интегрального человеческого существа. Симпатии, антипатии, привязанности, возвышенные чувства (в том числе, чувство так называемой любви), ненависть, гнев, тщеславие, ревность, жажда обладания и многое другое - все это - витальное существо.

В основе витальной любви лежит принцип получения удовольствия. Витальную любовь правильнее называть «любовь-ненависть» или «любовь-страдание», поскольку на витальном плане эти чувства неразделимы. Витальная любовь имеет свои стадии.

Поначалу это влюбленность, объект любви при этом боготворится, а все силы и средства направлены к тому, чтобы завоевать его симпатии и расположение. Женщины используют для этого одни средства, мужчины - другие, но все, в конце концов, сводится к обладанию объектом любви, к физической близости с ним и к получению удовольствия. В период влюбленности бушуют трагедийные страсти, страдания, отчаянная ревность, порою дело доходит до дуэлей, убийств и самоубийств. В этот же период у поэтов рождаются щемящие сердце строки, у композиторов - звуки. Состояние влюбленности - это еще и своеобразный катализатор творческих процессов.

У мужчин и женщин существует целый арсенал средств для поддержания состояния влюбленности: это искусственный вызов чувства ревности, периодическая смена любовных партнеров, разнообразие форм сексуального общения и многое другое.

Когда влюбленность испаряется и остается витальная привязанность, то к объекту «любви» возникают, казалось бы, немотивированная ненависть и раздражение. Связаны они с подсознательным ощущением энергетической зависимости от объекта любви, несвободы от него. Малейшие поводы, намеки или игра воображения кого-то из «влюбленных» вмиг пробуждают чувство ревности, порою это чувство становится просто невыносимым - отсюда частые размолвки, постоянная нервозность. И еще. Чувство собственности, чувство, что это «мое», но это «мое» почему-то не подчиняется мне, не ведет себя так, как оно должно себя вести (то есть, по-моему!), также приводит к вспышкам гнева и ненависти. Отсюда полная несвобода и ущербность витальных партнеров. В таких кипящих семейных котлах, прежде всего, страдают дети.

В витальной любви часто возникают измены, связанные с поиском новых ощущений и удовольствий. Смена партнера по любовной игре способна на время вернуть состояние влюбленности со всеми его прелестями и страданиями, но только на время.

Витальная любовь не может быть прочной, витальная любовь - это постоянный поиск. Витальная любовь без половой близости (в любой форме) невозможна.

Витальная любовь - это еще и постоянная игра партнеров в «кошки-мышки». Это означает, что если один из партнеров охладевает к другому, то у другого в равной степени пробуждается любовная активность, которую он развивает, но, достигнув желаемого, он, в свою очередь, успокаивается и также охладевает, тогда в игру вступает первый - цикл игры в «кошки-мышки» повторяется.

Существует расхожее мнение, что каждый мужчина и каждая женщина ищут в жизни свою недостающую половинку. Отчасти это так. На витальном плане люди действительно ищут свою утерянную физическую половинку, утерянную на нисходящей дуге эволюции во времена Третьей Коренной Расы. Именно тогда в недрах андрогинного (двуполого) человечества, которое еще сохраняло единство со Всем Сущим посредством восходящего тока Эволюционной Энергии, произошло окончательное разделение полов. После разделения полов этот контакт, по причине продолжения нисхождения человечества в материальность, прервался, но, взамен у раздельнополых существ возникла мощная витало-физическая тяга к объединению, которая и сформировала природный половой инстинкт, обеспечивающий непрерывность воспроизведения физических тел.

Оргазм, как кульминация полового акта, представляет собой своеобразное короткое замыкание в поле пространственных (именно пространственных!) тонких энергий, в результате которого возникает кратковременное вибрационное состояние, имитирующее на клеточном уровне состояние Божественной Любви. Для достижения оргазма совершенно не обязательно физическое взаимодействие на уровне особей обоих полов. Поскольку замыкание происходит на уровне пространственной энергии, то оргазм возможен при достаточном сексуальном возбуждении особи одного пола. Подтверждение тому - достижение оргазма путем мастурбации (при онанизме).

Некоторые «секс-гуру» (например, Ошо) предлагают использовать половой акт как средство радикальной трансформации сознания. Приятность и доступность подобного метода «духовной работы» притягивает к этому огоньку большое количество витальных мотыльков, полностью выпадающих из эволюционного процесса.

Найти свою «половинку» в поле витальной любви невозможно, ее можно открыть только в собственном существе, установив стойкий контакт с нисходящей Эволюционной Энергией, которая способна пробудить психическое существо (душу) - частицу Божественного Сознания. Только пробужденная душа способна вместить в себе Единство Всего Сущего, устранив тем самым временную разделенность человеческого существа.

Ментальное существо (тело) человека представляет собой тонко-материальную структуру, связанную с всеобщим ментальным планом сознания, где содержатся и взаимодействуют между собой всевозможные мыслеобразы. Ментальное существо расчленяет реальность на отдельные фрагменты (образы) и обрабатывает их с помощью мыслей и сухих логических операций. Оно способно все разложить по полочкам, в том числе и любовные отношения, где витальный компонент сводится к минимуму.

Ментальное существо не связано непосредственно с «органом любви», а представляет собою «орган предпочтения» одного над другим. В позитивном варианте любовь ментального существа - это любовь-дружба со взаимными жизненными интересами и взаимным уважением партнеров. В негативном - это «любовь» по расчету.

Ментальная любовь не исключает сексуальных отношений партнеров, но со стороны кажется пресной, так как практически не затрагивается мучительными радостями и неприятностями, характерными для витальной любви. Ментальная любовь примечательна тем, что не сковывает свободу партнеров, не ущемляет их интересов. Но в жизни, как правило, не встречается изолированных вариантов течения любви, поскольку в разные периоды имеет место смешение различных ее форм.

Любовь полностью раскрытого психического существа (психическая любовь) являет собой высшую форму человеческой любви. Частица Божественного в нас способна испытывать ничем незапятнанное чувство любви, в этом случае с полным правом можно употребить это слово. Человек просто любит, любит независимо от того, как относится к нему возлюбленный или возлюбленная, и не требует ничего взамен. Психическая любовь не знает ревности, упреков и претензий к любимому человеку. Это любовь-радость, это любовь-самоотдача, это жертвенная любовь. Она не может быть несчастной. Любящему достаточно уже того, что любимый человек просто существует, пусть далеко, пусть не рядом - это не имеет никакого значения. В истинной психической любви нет зависимости от витального и физического тел, но все, что касается интимных отношений, может реализовываться в полной мере. В психической любви нет места страданию - это ровное глубокое чувство.

Взаимная психическая любовь - идеал человеческой любви. Но сама по себе психическая любовь - явление редкое. Еще реже она бывает взаимной, так как на земле чрезвычайно мало людей с полностью раскрытым психическим существом. Если психическое существо раскрыто не полностью, - а только на пороге раскрытия, - то происходит смешение психического и витального чувства, что неизбежно приводит к страданию. Психическая любовь хорошо сочетается с позитивной ментальной любовью - любовью-дружбой.

Любовь психического существа крайне негативно воспринимается людьми с сильным витальным «эго». Они считают такую любовь неполноценной, не укладывающейся в их представление о любви с ее мучительными трагедиями и страстями, а потому отвергают или принимают частично, лишь в хорошо знакомом витальном аспекте.

Божественная Любовь - тотальная Любовь. Это любовь полностью свободная от каких-либо эгоистических притязаний. Она охватывает все планы сознания, включая плотноматериальный (телесный) уровень. Божественная Любовь - это Любовь ко Всему Сущему. В современном человечестве состояние Божественной Любви периодически (большей частью кратковременно) могут испытывать люди, успешно следующие по Пути Сознательной Эволюции и достигшие заключительных этапов Пути, когда практически полностью растворено интегральное человеческое «эго» и нисходящая Супраментальная Энергия проникает до уровня клеток тела. Чтобы было понятно, о чем идет речь, и что представляет собой состояние Божественной Любви, приведу фрагмент из своей книги «Свобода от Смерти», где подробно описывается подобное состояние, впервые пережитое мною.

«Все началось с ощущения покалывания, переходящего в вибрацию во всем теле, не захватывая голову. Несомненно, что покалывание и вибрация возникли на периферии, непосредственно в клетках. Затем поток вибраций усилился, начал подниматься к голове и сконцентрировался там. В этот самый момент, словно по мановению волшебной палочки (посредством срабатывания какого-то внутреннего переключателя), произошло чудесное, тотальное изменение сознания. Описывая его, я буду вынужден расчленять свои ощущения, хотя на самом деле все это воспринималось одновременно.

Первое, что бурным потоком захватило меня целиком, - тотальная телесная клеточная радость. Практически одновременно с ощущением телесной радости возникло острое тотальное чувство любви. Слияние радости и любви вызывало ощущение, что само тело соткано из субстанции Любви и ничего другого, кроме этой субстанции, в Природе не существует. Нет ни печалей, ни страданий, ни смертей, ни болезней - только Любовь, и Единство Всего Сущего - в Любви. Эти ощущения на уровне клеток тела имели физическую основу, ничего общего не было с так называемыми измененными состояниями сознания (сном, галлюцинациями и пр.). Окружающая обстановка воспринималась совершенно необычно. Полутемная комната и все предметы в ней находящиеся стали самосветящимися с преобладанием белого вибрирующего цвета. Именно эта светящаяся белая вибрация каким-то удивительным образом связывала комнату и расположенные в ней вещи и предметы воедино и делала все живым, реальным и подвижным (мое тело также находилось в поле этой вибрации).

Исчезла жесткость в восприятии вещей, - они стали пластичными. Я сам стал каждым из этих предметов и всей комнатой одновременно. И все это - Любовь и Радость! Вначале я в растерянности и оглушенности сидел за столом, боясь пошевелиться. Затем потихоньку встал, вышел из-за стола, подошел к двери, оглядел комнату - вневременное вибрационное Единство Всего Сущего, сотканного из субстанции Радости и Любви, было единственно реальным ощущением Бытия. Внутреннее чувство было таково, что именно это состояние сознания и есть истинное. Не возникало никаких вопросов, поскольку именно в самом этом состоянии содержались ответы на все вопросы...

Сколько это чудесное переживание длилось по времени - трудно сказать. Течения времени в момент переживания не было, - время остановилось... Впоследствии подобные переживания возникали еще несколько раз. Именно в них я приобрел подлинный опыт того, что за пределами нашего обычного сознания существует сознание, названное Шри Ауробиндо Супраментальным, - Сознание Истины, которое знаменует собой следующую, качественно новую ступень эволюции земного человечества».

Следование Путем Сознательной Эволюции позволяет искателю Истины отделить эгоистические тела (физическое, витальное и ментальное) друг от друга и осознать чувство любви, присущее каждому из них во всех нюансах. Человек в своих физических воплощениях должен пройти разные формы любви, как эгоистической, так и неэгоистической (психической). Каждая форма любви требует осознания и соответствующей кармической проработки, психическое существо при этом приобретает соответствующий опыт и впоследствии делает разумный выбор. Например, если в текущей жизни или в разных воплощениях человеком неоднократно испытывался трагический опыт витальной любви, то происходит осознание ее разрушительности и сознательный (на уровне ментального или психического существа) выбор иной формы взаимоотношений с партнером, в частности, тесное сближение по взаимным интересам.

Никакой теории любви быть не может. В любви теория страшнее пистолета. По «теории» можно выбрать «спокойного» ментального партнера, но где гарантия, что у него в один прекрасный момент не проснутся витальные чувства к кому-то другому. Тогда - трагедия. С другой стороны, скороспелые браки, заключенные в острый период влюбленности, часто заканчиваются крахом. Созданный в витальном сознании образ любимого человека никогда не соответствует истине. Взгляд на этого же человека сквозь призму ментального сознания (а это возможно только тогда, когда влюбленность улетучивается) высвечивает уже иной, критически осмысленный образ. Лишь последовательное освоение ищущим каждого плана сознания (физического, витального, ментального и психического) позволяет играть на всех инструментах любви без опасности заблудиться или зайти в тупик.

Теперь несколько слов о принципе культивирования любви, получившим широкое распространение в некоторых религиях и духовных течениях. Любовь нельзя культивировать. Любовь либо есть, либо ее нет. Попытка полюбить кого-то только потому, что надо всех любить - это абсурд. Можно убедить себя в том, что ты любишь каждого человека и человечество в целом, но это будет любовь в уме, но никак не в сердце. Необходимо открыть «орган любви» - психическое существо (душу) - это факт. Именно этим надо заниматься, для этого существуют разные методы, но, прежде всего, надо осознать, что же мешает нам любить, что в нашем существе мешает проявиться любви - это главное. Осознать, что человеческое «эго» ставит непреодолимый барьер между людьми, а «эго» - это наш ум, это наша память. Лишь последовательная реализация этапов Пути Сознательной Эволюции позволяет безболезненно, с помощью нисходящей Эволюционной Энергии радикально изменить человеческое сознание, открыть «орган любви», растворить «эго» и безо всяких усилий, естественно пребывать в состоянии ничем не омрачаемой любви.

Иисус говорил о любви, тотально в ней пребывая. Для Него состояние любви было естественным. Он был способен любить и психической и Божественной Любовью. Он действительно призвал Своих учеников любить друг друга и для этого призывал их следовать Путем Сердца, Путем молитвы, преданности и полной сдачи себя в руки Всевышнего. Именно Путь Сердца является кратчайшим путем постижения Истины, а Истина заключается в том, что все есть Божественная Любовь!

В поэтический период своей жизни я много писал о любви, стараясь излить на бумагу всю гамму чувств и тончайших ощущений, пережитых мною. Порой это удавалось. В основном это были стихи, исходящие из витального плана сознания, но порою прорывались откровения и из Высших Сфер Сознания.

Канун любви. - Не разберешь, -
Где нет ее, - а где начало,
И лишь неведения дрожь
На взгляд наш долгий отвечала.

Канун любви. - Здесь нет цветов
И нет пока прикосновений,
Но каждый миг уже готов
Открыть эпоху откровений.

Канун любви. - С чего начать? -
Теперь здесь правят - неизбежность
И, аж готовая кричать, -
Ничем не тронутая нежность.

Канун любви. Совсем чуть-чуть -
И вдруг замрем, едва коснувшись
Руки друг друга, - где-нибудь
Вселенной новою проснувшись.

И еще я написал сказку-быль для взрослых, называлась она «Девочка». Это была сказка о Любви. Вот она.

«Я расскажу вам сказку, в которой - все правда. А если в сказке все - правда, то сказка ли это?

С Девочкой я встретился случайно, и она мне рассказала эту короткую, как жизнь, и бесконечную, как Мир, историю.

Думаю, что когда Девочка родилась, она всем своим крохотным существом дала понять, что она - особенная. Я вижу ее в розовой, с кружавчиками распашонке, как она, сжав крохотные губки, смотрит куда-то далеко-далеко своими необыкновенными глазками...

Прошло время. Девочка подросла. Играла с подружками, читала книжки, заплетала по утрам косички, за которые мальчишки дергали ее в школе, получала разные отметки, в общем, была почти обыкновенной девочкой, если бы не удивительные карие глаза, которые никогда не плакали, хотя хватало в ее детской жизни и боли, и обид. Эти глаза вслушивались в Мир, спрашивая о чем-то желанном, далеком и непонятном...

Незаметно Девочка стала взрослой, вышла замуж, родила ребенка и какое-то время была счастлива совершенно особенным счастьем молодой матери.

Потом потянулись будни. Девочка готовила завтраки, обеды, ужины, мыла посуду, стирала белье и ходила на работу, бывала в гостях, принимала гостей - словом, жила обычной жизнью.

Но в этой обычной жизни Девочка все время чувствовала, что где-то на Земле есть тот самый Мальчик, для которого она - просто Девочка. Девочка на всю жизнь.

Постепенно все ее существо наполнялось надеждой - встретить этого Мальчика и заглянуть в его глаза. Где бы она ни была, что бы она ни делала, - эта мысль, то короткими вспышками, то долгим ровным светом, не давала ей покоя.

Временами ей казалось, что в безликой, равнодушной, вечно спешащей толпе она чувствовала его взгляд, но это был всего лишь взгляд мужчины, а не того Мальчика, который - на всю жизнь.

Перед сном, стоя у зеркала, Девочка поднимала оголенные до плеч руки, чтобы поправить волосы, и глядела себе в глаза, пытаясь найти там ответ на единственный вопрос: «Права ли она, что не перестала ждать Мальчика?». Потом Девочка тихонько ложилась в постель, стараясь не разбудить мужа, и долго не засыпала.

Он пришел совсем неожиданно, белым днем, в людном месте. Когда Девочка на мгновенье заглянула в его голубые глаза, ей сразу стало ясно, что пришел именно Он. Потом они просто не могли не взять друг друга за руки, и в этот самый Миг родилась их Вселенная, родился их Мир.

Про Мальчика было известно, что за долгие годы жизни он так и не обрел своего дома, в редкие минуты душевного покоя верил в чудо и писал стихи.

Если говорить о том, какой огромный волшебный Мир открылся им, то не найдется подходящих слов, а потому, ограничусь лишь тем, что мне запомнилось из рассказа Девочки.

Не было ни одного уголка их Вселенной, который бы они не посетили, как хозяева...

У них были священные места, где они бывали редко, но самые острые, тайные и счастливые мгновенья их Любви прошли именно там...

На берегу тихой лесной речки Мальчик в который раз поцелуями считал пальчики ее ног, мокрые от росы. Потом они смеялись чему-то...

Когда Мальчик говорил ей о любви, то каждая клеточка ее тела чувствовала каждое его слово...

Обессилев от поцелуев, они глазами умоляли друг друга целоваться до бесконечности...

При мысли о том, что они бы могли не встретиться, Девочке становилось страшно...

Даже когда они были далеко друг от друга, - они были рядом. Девочка не могла без слез читать его письма. Это были первые слезы в ее жизни...

Откровенность их не знала границ. Тайн между ними не было, кроме одной - тайны Любви...

Взявшись за руки, они могли часами молча глядеть в глаза друг друга...

Его стихи Девочка могла узнать из тысячи других, потому что они - это Он, такой разный: сильный, нежный и беззащитный...

После долгой разлуки им достаточно было коснуться руки друг друга, как сразу становилось легко...

Однажды, в день рождения Девочки Мальчик приехал издалека и привез букет васильков. Они выпили немного вина, он, стоя на коленях, целовал ей руки, а она гладила ему голову, - и оба плакали от счастья...

Как-то перед долгой разлукой Мальчик ждал Девочку в лесу. Она прибежала на минуту. Он сорвал ягоду лесной малины и положил ей в рот. Обнявшись, они простояли целую вечность...

Мальчик часто говорил Девочке, что когда ему совершенно одиноко и грустно, он вспоминает запах ее волос, шеи, рук...

Они знали, что их Мир исчезнет только вместе с ними...

Дальше случилось так, что они расстались. Не думайте, Любовь не прошла, не остыла, напротив, - она с такой силой соединила души, что разделить их стало невозможно. Это и была та самая Вечная Любовь, которую кто-то должен разносить по свету.

Мальчик уходил долго, не оглядываясь. Девочка стояла, опустив голову, и тихо плакала. Слез было мало, но они были такие горькие...».

Продолжение раздела «О понятии любовь».

ЛЮБОВЬ человека к какому-либо объекту - есть стремление к гармоничному единству человека с этим объектом, а также восприятие и осознание этого гармоничного единства .

Любовь - это стремление, а значит, активная составляющая

Любовь - это восприятие, а значит, пассивная составляющая причинно-следственных связей человека.

Любовь - это осознание, а значит, активно-пассивная составляющая причинно-следственных связей человека.

Следовательно, любовь, как любая связь, может быть классифицирована аналогично классификации причинно-следственных связей человека, аналогично классификации удовольствий и страданий.

Каждой группе удовольствий соответствует свой тип любви . На каждом уровне существует какое-то частное проявление восприятия и стремления, называемое любовью. Как писал Франсуа де Ларошфуко, - Любовь одна, но принимает разные обличья.

Внутренние удовольствия включают в себя внутреннюю любовь на всех уровнях. Внешние удовольствия содержат внешнюю любовь к различным объектам на всех уровнях. В абстрактных удовольствиях - всеобщая любовь ко всему.

На уровне «физического тела» человек стремится к "физической любви" - к гармоничному физическому единению с объектом любви. И это не только половая любовь (лишь частный случай), это желание иметь максимальный контакт с любым объектом любви, контакт, максимально использующий все восприятия «физического тела». Стремление видеть его, слышать, осязать, находиться рядом в пространстве-времени. Объектом такой «физической любви» может быть свое тело, любой человек, группа людей, животное, растение, любой «физический» объект, любое место на Земле, вся Земля, Солнце, звезды и т.д.

Наш уровень «эмоций» стремится к «эмоциональной любви» - к гармоничному эмоциональному единению с объектом любви. Стремится одновременно воспринимать от объекта и отдавать объекту одни и те же эмоции - и не только эмоции радости.

Объектом «эмоциональной любви» может быть и сам человек, и супруг, и дети, и родители, вообще любой человек или любая группа людей, животное, любой предмет, как «физический», так и «не физический» (объект, воспринимаемый на других уровнях). Это могут быть мысли, чувства, слова (стихи), звуки (музыка), идеи и т.д. Радость возникает от познания общих причин и принципов, от ощущения единства с Природой и Богом. Главное условие «эмоциональной любви» - возможность гармоничного единения с этим объектом на эмоциональном уровне.

На интеллектуальном уровне человек стремится к «интеллектуальной любви» - к гармоничному интеллектуальному единению с объектом любви. Стремится одновременно воспринимать от объекта и отдавать объекту одни и те же мысли, слова, идеи, образы, говорить на одном языке. Стремится к объектам, с которыми можно делиться своими размышлениями, передавать им информацию, у которых, в свою очередь, можно получить новые знания, новую для себя информацию.

Объектом «интеллектуальной любви» может быть не только свое Я, другой человек или сообщество людей, говорящих на одном языке и обладающих общими знаниями. Это может быть книга, компьютер и любой другой источник или носитель информации. Это могут быть любые объекты, позволяющие познать общие принципы и причины, познать всеобщее единство и всеобщую необходимость.

Уровень «высших чувств» человека стремится к «высшей душевной любви » - к гармоничному душевному единению с объектом любви. Стремится одновременно воспринимать от объекта и отдавать ему одни и те же высшие чувства - уважения, совместного творчества и совершенствования. Мы стремимся ощутить душевную близость, душевное родство, душевную теплоту.

Это любовь к человеку (в том числе, к себе) как личности - неповторимой индивидуальности. Это стремление подарить объекту любви «высшую радость» и для этого человек готов пожертвовать практически всем на уровнях «рассудка», «эмоций» и «физического тела». Это «сердечная» любовь не только к одному человеку, не только к близким, не только к общности людей, к которой принадлежим. Это может быть любовь к любым живым существам, любым объектам Природы, а также к тому, что объединяет эти объекты.

На духовном уровне человек стремится к «духовной любви » - к ощущению внутренней гармонии, к гармоничному духовному единению не только с конкретным человеком, не только с группой людей, но и к единению со всеми объектами Природы, частями которой являются люди. Стремится к осознанию единства, сущности-смысла-цели бытия не только своего Я, не только всех людей, но и всей Вселенной. Стремится к единству с каждым объектом - от атома и мотылька до планеты Земля и скопления галактик. Стремится к духовному единству с Высшей силой, с Сознанием, с Духом, с Богом, с Абсолютом (названия здесь могут быть самые разные).

Так какое же из перечисленных частных проявлений любви является или может быть сделано смыслом человеческой жизни? Оказывается, ни одно из них в отдельности не может быть смыслом жизни, не может принести полного удовлетворения и хоть сколько-нибудь длительного счастья.

Например, одним из самых сильных удовольствий считается физическая любовь. Познание и творчество, связанные с физической близостью, дарят людям много наслаждений. Это трудно отрицать. Но сделайте физическую любовь целью жизни, отбросьте все ради максимальной частоты восприятия ее проявлений, и … страдания накроют вас с головой. Страдать будет и физическое тело, и затухающие эмоции, и опозоренные высшие чувства, и потерявшееся в мире сознание. Без гармоничной любви на всех уровнях, «физическая любовь» быстро угаснет и уже не вернется, а жизнь-то останется.

Франкл Виктор: «Чем больше внимание смещается с партнера на сам половой акт, тем больший ущерб наносится половому акту…, здесь опять целью ставится то, что в норме является лишь сопутствующим эффектом и должно им оставаться, если мы не хотим, чтобы оно было нарушено» («Человек в поисках смысла»).

Любовь уровня «высших чувств» между двумя людьми часто воспевается поэтами как высшее проявление любви. Но «высшее» не может быть ограничено. Пока не преодолена индивидуальность и обособленность, а на этом уровне она еще сохраняется, - до тех пор любовь не достигла предела. Мало отдать всего себя ради любимого человека (и не только человека), необходимо осознать свое гармоничное единство с ним, почувствовать обоюдную необходимость друг для друга, найти общую цель и познать способы ее совместного достижения.

Франкл Виктор: «Любовь можно определить как возможность сказать кому-то "ты" и еще сказать ему "да". Иными словами: это способность понять человека в его сути, в его конкретности, в его уникальности и неповторимости, однако понять в нем не только его суть и конкретность, но и его ценность, его необходимость. Это и значит сказать ему "да"» («В борьбе за смысл»).

Сказанное касается не только любви к супругу или ребенку, это общий принцип для любви к сообществу людей, к окружающей Природе, к Земле и т.д.

Любовь физическая без любви эмоциональной, любовь эмоциональная без любви душевной, любовь душевная без любви духовной, а любовь духовная без любви интеллектуальной рано или поздно ведут к страданию , - именно об этом нам говорит опыт человечества. Об этом говорит повседневный опыт каждого человека.

Любовь внутренняя - к себе и к своим частям, невозможна без любви внешней - к людям, к любым объектам Природы. Любовь внешняя , в свою очередь, невозможна без любви абстрактной, всеобщей - ко всей Природе в целом, к Единству всех объектов, к Абсолюту, к Богу.

Верно и обратное утверждение. Никакая всеобщая любовь невозможна без любви к каждому конкретному объекту, невозможна она и без любви к самому себе .

Исходя из введенного определения, любовь - это стремление к гармоничному единству, любовь - это восприятие гармоничного единства, любовь - это осознание гармоничного единства. А можно ли достичь гармоничного единства в одной сфере связей человека? Можно ли достичь гармоничного единства на одном уровне связей человека? Можно ли достичь гармоничного единства с объектами, произвольно избранными человеком? Психологии
Науки

ЛЮБОВЬ ДУХОВНАЯ (ПЛАТОНИЧЕСКАЯ) И ЛЮБОВЬ ФИЗИЧЕСКАЯ (СЕКСУАЛЬНАЯ )

По материалам Лекции Делии Стейнберг Гусман

Непростая проблема, которую мы хотим рассмотреть, — противоречие между любовью платонической и сексуальной — на первый взгляд кажется очень современной. Однако если провести серьезное историческое исследование, мы обнаружим, что этот вопрос возник отнюдь не сегодня, он так же стар, как сам человек, и, похоже, встал перед людьми в тот самый момент, когда они впервые начали осознавать свои взаимоотношения.

Другая неожиданность, с которой мы столкнемся, состоит в том, что неразрешимого противоречия между платонической и сексуальной любовью не существует, или, во всяком случае, его очень трудно обнаружить.

Любовь и счастье

Человек всегда стремился узнать о любви все: что она такое, что она дает людям, какова ее глубина, каков ее смысл. И, прежде всего, как связаны любовь и счастье. Действительно ли, встречая любовь, мы одновременно находим и свое счастье? Человек всегда искал панацею от всех бед, идеальный источник, который мог бы решить сразу все его проблемы. И если действительно любовь неразрывно связана со счастьем, то нет ничего удивительного в том, что во все времена люди искали любовь.

Древние философы говорили, что человек ищет то, чего не имеет: если бы он обладал этим, то не нужно было бы искать. И любит человек то, чего ему недостает, — значит, того, что он любит, у него нет. Ощущая свою неполноту, человек тянется к тому, что считает важным для восстановления своей целостности. Если человек ищет то, чего у него нет, и любит то, чего ему не хватает, это означает, что у нас нет ни счастья, ни любви. Это величайший парадокс нашего времени: чем больше о чем-то говорится, тем вернее это указывает на отсутствие или нехватку того, о чем идет речь.

Сегодня о любви в самых разных ее аспектах написаны сотни страниц. Но когда мы заглядываем внутрь себя, чтобы увидеть, сколько любви в нас самих, в человечестве, в мире, то приходим к выводу, что любви там немного: много слов и мало чувства. Нам не хватает любви, поэтому мы ищем ее и готовы идти любым путем — тем, который предлагает мода, или тем, который сами считаем верным, — лишь бы встретить эту любовь, это счастье, которого, по нашему убеждению, мы лишены.

История и мифология

Обращаясь к истории, мы можем увидеть, что на протяжении веков сменялось множество различных концепций любви. В разные времена ей давались разные определения. Это связано с господством тех или иных идей в каждый исторический период, с потребностями человека определенной эпохи, с уровнем его эволюции. Человечество всегда колеблется между двумя крайностями: любовью духовной, которую называют платонической, и любовью физической, сексуальной. Однако одного слова «любовь» отнюдь не достаточно, чтобы раскрыть бесконечное множество отношений, которые лежат между этими двумя полюсами — духовным и материальным.

Одна из очень серьезных проблем современных языков - они очень скудны в выражении внутренней жизни, хотя весьма богаты в отношении вопросов материальных, технических или научных. В древних языках для описания любви было столько же слов, сколько разнообразных оттенков чувств испытывал человек, сегодня есть только одно слово, означающее тысячу вещей. Однако любовь настолько богата, что не сводится к проблеме слов и определений; она имеет столько разнообразных нюансов, что нам не хватит жизни, чтобы охватить их. Но мы можем рассмотреть некоторые идеи, не ограничивая их рамками определений.

Отправимся в царство Мифологии, в этот древний мир, где человек умел общаться с богами. Посмотрим, что называли Любовью, или Эросом, древние греки.

Согласно Платону, Эрос — самое древнее божество. Те статуи и картины, к которым мы привыкли, не имеют к нему никакого отношения. Эрос — это не симпатичный ангелочек, который подстерегает людей, чтобы поймать их в свои сети. Эрос — это архаическое божество, Первозданная Любовь, изначальная сила взаимного притяжения. Когда мира еще не существовало, когда царил хаос, когда все находилось в потенциале. и ничто еще не было проявлено, — тогда родился импульс, невероятная сила, способная все упорядочить, все объединить, всему дать форму и жизнь. Эта сила и есть Эрос — Первозданная Любовь, тот древний Эрос, о котором писал Платон. И когда Эрос упорядочил всю Вселенную, он стал распространять это на разные ее уровни, словно спускаясь по ступеням от самого высокого Неба до самой конкретной земли, на которой находимся мы. Эрос позаботился о том, чтобы на каждом уровне Любовь выражалась в своей, особой форме, соответствующей этому уровню.

Однако для описания всех уровней мы пользуемся одним и тем же словом — и когда говорим о мистической экзальтации, которую человек испытывает к Богу; и когда речь идет об эстетическом восторге, который наполняет нас чувством гармонии; и когда передаем страстное стремление, побуждающее нас больше знать и проникать в тайны Природы. Кроме того, любовью мы называем сложные сочетания различных чувств — увлечения, нежности, привязанности к другим людям, к городу, к дому, к книгам, к животным.

Исходя из представления о ступенях, созданных Эросом во Вселенной, можно обнаружить различные формы Любви, вплоть до той, которую сейчас называют сексуальной. Это форма любви между одним телом и другим, проявление на уровне материальных тел тяги к единению и всему богатству, что заключает в себе Любовь.

Древний Эрос, нисходя, выражает себя в разных формах, вплоть до превращения в Амура со стрелами, спутника Афродиты, пользующегося малейшей оплошностью людей, чтобы воспламенить сердца, которые не собирались загораться, и создать все те проблемы, которыми пестрят страницы Истории.

Это то, о чем повествует мифология и в чем с ней согласны традиционные теологические и моральные учения.

Освобождение от догм

Сегодня же любовью считают некое психологическое беспокойство, которое выражается в основном через тело и секс, как будто это единственная возможность проявления любви. Такая приверженность к сексуальной любви трактуется как умение «жить сегодняшним днем», а выражение «платоническая любовь» понимается сегодня как отказ от секса и признак регресса. Всплеск сексуальности, который представляется нам основным признаком современности, является результатом борьбы новых поколений за свободу. Это освобождение началось с отбрасывания отживших ценностей, сыгравших свою роль в прошедших периодах Истории, но сегодня утративших свое значение. Им на смену должны прийти новые, но произошло то, что История видела уже не раз: ценности не заменили, а лишь разрушили. Отбросили все, что было прежде; потом поняли, что нужно что-то новое, но не сумели найти этой новой формы. В любви это освобождение, которое выражалось в основном через секс, не замедлило превратиться в распущенность. (Распущенностью мы называем действия, не направляемые разумом, когда человек отдает себя во власть своих желаний нового и запретного.) Вспомним знаменитый лозунг революции 68-го года в Париже: «Запрещается запрещать!» Чем настойчивее что-то запрещается, тем более оно привлекает: запретный плод сладок.

На секс было наложено табу — сейчас это табу снято. Свобода секса, отмена всех ограничений принесла новые сложности: утрачивалась цель любви, ее смысл. Ведет ли сексуальная любовь к счастью? Или для нее важно лишь удовлетворение? И понимаем ли мы разницу между счастьем и удовлетворением? Как следствие такого подхода появились новые проблемы — например, всевозможные сексуальные отклонения, поскольку в условиях неограниченной свободы все то, что было запрещено, значит, заманчиво, уже осуществляется в жизни. Начинают нарушаться законы Природы: традиционные сексуальные проявления любви между мужчиной и женщиной перестают устраивать людей. Это выходит за рамки биологических нарушений в организме и касается уже области психических заболеваний. Психика требует с каждым разом все более и более сильных эмоций. Именно поэтому с каждым днем все заметнее снижается возраст, в котором молодежь хочет испытать эти сильные переживания. Римляне говорили об особом возрасте, который дает юноше право на мужскую тогу; девушки становились женщинами, когда это было предусмотрено Природой. Сегодня этих границ уже не существует. Мы порой поражаемся, слушая рассуждения детей: создается впечатление, что детство для них — лишь нетерпеливое, страстное ожидание того момента, когда можно будет с головой окунуться в жизнь. А жить — значить пробовать все подряд, чтобы к двадцати годам постареть и не находить ответа на вопрос: что же дальше?

Мы словно стали заложниками авангарда в моде и решили, что Любовь с большой буквы, Любовь идеальная, практически невозможна; мы пытаемся заполнить место, отведенное ей в нашей душе и нашей жизни, используя для возбуждения все что угодно: психологические, физические, наркотические средства, фильмы, журналы и другие суррогаты. Мы отдаем это место сексуальной любви, простому сексуальному удовольствию, которое даже не называем любовью.

Платоническая любовь

Теперь перед нами встает вопрос: а что же такое платоническая любовь? Иногда считают, что у древних греков дилеммы, связанной с платонической любовью, — названной именем греческого философа, — не было вообще. Однако это не так. Проблемы любви и дуальности, которые мы рассматриваем, существовали всегда, и в том числе в эпоху Платона. И поскольку, будучи философом, Платон предложил свои решения этого вопроса, свои ответы и пытался указать людям путь, попробуем разобраться в его учении.

Платон утверждал, что если Любовь находит свое выражение на всех уровнях Вселенной, то логично, что она проявляется и на физическом плане. Как правило, люди упрощенно считают, что платоническая любовь автоматически отвергает все относящееся к сексу. Это заблуждение. Во времена Платона мужчины и женщины также стремились друг к другу, любили и пытались выразить свою любовь во всех возможных формах. Но если Любовь проявляется на всех планах человеческого существования, попытаемся, подойдя разумно, отделить высокие потребности души от низших инстинктов.

В своих диалогах Платон говорит о поиске способа выражения Любви, свойственного именно человеку, способа, который позволил бы ему найти человеческое счастье; не счастье животного, не счастье дерева или камня, а подлинное счастье человека. Речь идет о том, что более высокое всегда нужно отделять от менее высокого; мы — люди, а значит, уже прошли состояние растений и животных и, перейдя в другое состояние, свойственное человеку, должны иметь свои отличительные признаки. Основным признаком животных являются инстинкты; это не значит, что их нет у человека, однако мы имеем и нечто большее — то, что превосходит эти инстинкты.

Платон был романтиком. Он говорит, что поиск Любви и ее проявлений, иногда низших, иногда высших, — одна из древнейших проблем человечества. Он рассказывает, пользуясь классическим стилем мифа (иногда истина слишком велика, чтобы быть воспринятой интеллектуально), что много тысяч лет назад, когда Бог сотворил мир, души людей начали разделяться, пока не стали тысячами и тысячами душ, живущих на земле. Эти разделенные души чувствовали, что они что-то потеряли, словно каждой из них недостает половины. Это представление лежит в основе учения о «душах-близнецах» и о значении Любви как потребности каждого человека встретить то, что когда-то было его частью, а сейчас утрачено. Любовь - это поиск утраченного Единства, поиск гармонии противоположностей и гармонии подобия. Противоположностей — потому что всем нам не хватает половины, а подобия — в силу духовного родства: если две души однажды были одним целым, они испытывают потребность встретиться вновь.

Звучит романтично, но в этой волшебной сказке участвуем мы все, хотя обычно не сознаем это; все мы идем по жизни, мечтая о том, что однажды, если чуть-чуть повезет, мы встретим свою душу-близнеца и снова обретем ту половину, которую когда-то утратили.

Платон предупреждает, что в этом постоянном поиске нужно быть осторожными, поскольку любовь обычно скрывается под масками; есть Эрос небесный и есть Эрос земной. Небесный побуждает душу искать и находить другую душу, которая когда-то составляла с ней одно целое. Земной ищет только удовольствия, сексуального удовлетворения; он основан на инстинктах, и ему абсолютно неважно, какими средствами он этого удовлетворения добивается.

Но земной Эрос - это любовь, связанная с телом. Телом, увы, стареющим, болеющим и умирающим, и поэтому не приносит счастья. Платон был очень тверд в своей позиции: Любовь — это нечто гораздо большее, чем любовь. Любовь — это Мудрость, Любовь — это Энергия, Любовь — это Жизнь на всех уровнях, которые нам известны, во всем, что мы воспринимаем как живое, включая камни. Платон (а вместе с ним и все классики) утверждал, что существует особая форма Любви — Энергия: нечто живет, потому что в нем есть Энергия, есть взаимосвязь, разум, гармония. В сфере познания есть особая форма Любви — Мудрость, которая не заключается в желании запомнить максимум информации, но ставит перед собой задачу познать, постичь суть вещей. Мудрость — это не интеллект, хотя может показаться, что, пользуясь интеллектом, мы становимся гораздо мудрее.

Получается, что, если мы хотим понять это особое представление Платона о Любви, нужно сначала осознать, что Энергия, сила важнее, чем материя, а глубокая Мудрость важнее простого накопления информации.

Платон предлагает систему ценностей, которая оказывается актуальной и сегодня: чтобы прийти к сути Любви, объясняет он своим ученикам, не надо придавать большого значения тому, что мы находимся на земле, во власти материи и ее законов; в этом нет ничего плохого, если только мы сумеем найти лестницу к Небу. Не только Платон, но и многие другие философы объясняли, как этого можно достичь и в чем заключается тайна.

Сначала мы считаем, что нас привлекает телесная красота, но, созерцая ее, мы понемногу открываем для себя нечто более важное: красота тела исходит из чего-то более глубокого и тонкого. Не происходило ли такое с каждым из нас? Разве мы не встречались с этой чарующей загадкой? Кто может точно определить, когда человек красив? Мы никогда не сможем прийти к согласию относительно канонов красоты — канонов, которые позволяли бы с уверенностью сказать, какой человек красивый, а какой нет.

Если говорить коротко, мы называем человека красивым, когда он обладает чем-то большим, чем просто тело, чем черты лица, фигура, цвет волос или глаз; это красота души, которая отражается в его облике. Мы можем увидеть, что есть не только прекрасные души, но и прекрасные действия, поступки, чувства, которые восхищают нас. И мы догадываемся, что красота выше тела и даже выше души.

Мы можем воспринимать красоту, которая заложена в законах Природы: как все в них гармонично и совершенно! Мы можем направить свою любовь на науку или искусство. А сделав еще один шаг, мы сойдемся во мнениях с платониками и неоплатониками: если оставить в стороне тела, души, действия, законы и науку, то мы придем к Прекрасному, к чистой Идее, к абстрактной Красоте, беспримесной и безупречной.

Согласно Платону, Прекрасное тождественно Справедливости, Благу, Истине; и Любовь нуждается в том, что прекрасно, справедливо, истинно, она ищет Прекрасное и проявляется через него. Это и есть платоническая любовь — встретить недостающую часть души в другом человеке, в человеке, который представляет для нас все доброе, все прекрасное, все подлинное, все справедливое.

Если принять эту точку зрения, то меняются многие концепции, в том числе и концепция рождения потомства. Да, рождение может быть целью Любви, но рождаться могут не только новые тела, но и многое другое — идеи, чувства, достоинства. И тогда эта Любовь, о которой говорит Платон, уже не будет восприниматься как нечто невозможное или противоположное сексуальной любви.

Революция в любви

Сегодня платоническое гораздо современнее узко сексуального. Молодые снова становятся «консервативными», у них начинают преобладать, казалось бы, давно забытые ценности. Сексуальная революция утратила свое значение, поскольку последствия ее были ужасны, и сегодня мы еще пожинаем эти плоды. Это крах брака, массовые разводы, самые разные проявления тоски — потому что, хотя никто в этом не признается, все хотят любить по-настоящему. В результате современная молодежь снова совершает революцию, отказываясь от завоеваний старой и провозглашая новую ре-эволюцию, она вновь поворачивает колесо Истории и смотрит на мир по-другому.

Дело даже не в том, что, как утверждают некоторые, новая революция молодежи провозглашает целомудрие — хотя это и могло бы стать реакцией на волну излишеств и извращений; просто начался поиск чего-то глубокого, стабильного, снова стало важно любить одного человека, представляющего для нас безусловную ценность. Людям необходимо, чтобы эта любовь была прочной, чтобы она была и сейчас, и завтра, и всю жизнь; и не важно, что мы постареем рядом с человеком, которого любим, — ведь изнашивается тело, но не Любовь.

Вот такое великое открытие пришло как бы в ответ на провозглашение свободы сексуальной любви, — чтобы вернуть нас к Платону. Вновь мы приходим к выводу, что сексуальная любовь — это отнюдь не отправная точка отношений между двумя душами, двумя людьми. Вновь оказывается, что сексуальная любовь является лишь дополнением гораздо более интимного и более реального союза, что психологическое превышает биологическое. Сегодня для нас гораздо важнее понимание между двумя людьми, которые могут вести диалог, проявлять внимание, нежность, дружбу, делить горе и радость. И если мы пришли к тому, что психологическое выше биологического, то нас не должно удивлять, что настанет время, когда духовное превзойдет психологическое; что нежность, взаимопонимание, умение общаться дадут нам возможность сделать шаг к союзам, которые неподвластны времени. При возрождении духовного люди, помимо прочего, обнаруживают, что есть бессмертие, что плодотворность состоит в том, чтобы давать жизнь, что — в конце концов — в каждом из нас пульсирует бессмертная Жизнь.

Говоря о платонической любви, которая включает в себя и духовное, и физическое, можно вспомнить еще нечто очень важное: тот, кто любит, обогащается, потому что ищет то, чего не имеет, и пытается вернуть то, чего ему недостает. Говоря о платонической любви, можно добавить еще один древний совет: «Пусть тот, кто любит, помнит: Любовь одаряет божественным, ибо любящего сопровождает Эрос». Бог живет внутри каждого, кто способен любить. Пусть помнит любящий, пусть помнит каждый из нас: в нас есть нечто Божественное — великий Эрос, Любовь с большой буквы.

Оказывается, влюбленные и не подозревают, как сильно им повезло! Потому что, кроме всех удовольствий, которые дарит людям любовь, физическая любовь еще и полезна для здоровья, как ничто другое.

Прежде всего, хорошо известно, что занятия любовью очень поднимают настроение. Гораздо меньше известно благотворное влияние секса на весь организм в целом. Полноценная сексуальная жизнь - это гарантия хорошего здоровья.

Французский доктор Сильвен Мимун считает:

Сексуальная активность имеет первостепенное значение для психического равновесия. Она придает человеку уверенность в себе, в своей способности нравиться и любить, что же касается влияния на физическое здоровье, то это очень хорошо заметно хотя бы на таком важном органе, как кожа. У влюбленной женщина улучшается цвет лица, ее кожа светится. Все дело в гормонах. Сексуальное наслаждение способствует гормональному равновесию, в организме женщины вырабатываются гормоны, которые улучшают качество кожи, делая ее более мягкой. А женщина, лишенная любви, рискует своим цветом лица.

Кроме этого, секс - самое приятное и естественное средство от бессонницы, и это тоже связано с гормонами. Во время любовных объятий наши ощущения через нервные окончания передаются в мозг, в центр удовольствия. Существуют даже гормоны удовольствия, которые действуют как естественные успокаивающие средства. Поэтому и возникает это ощущение покоя, которое иногда и приводит ко сну. К тому же, это снотворное имеет огромные преимущества перед лекарствами: оно не имеет противопоказаний или побочных эффектов.

Это относится даже к сердечникам. Интересно, что еще совсем недавно врачи пугали их возможным сердечным приступом во время занятий любовью. Однако теперь выяснено, что этот страх ни на чем не основан, так как серьезные медицинские исследования показали, что секс - хорошая тренировка для сердца. Пульс изменяется с 70-80 ударов в минуту в состоянии покоя до 100 во время секса и 160-180 во время оргазма.

Что касается женщин, то, если женщина регулярно занимается любовью и, главное, если она получает при этом удовольствие, ее грудь увеличивается. Это случается и если женщина вновь начинает заниматься любовью после долгого перерыва. Кстати, многие женщины худеют в результате занятий любовью. И многие из них, желая оставаться соблазнительной как можно дольше, успешно противостоят кулинарным удовольствиям, предпочитая им удовольствия сексуальные.

Знаете ли вы, что во время занятий сексом люди становятся менее восприимчивыми к боли? В это время тело переполнено гормонами, многие из которых оказывают обезболивающее действие. Еще более любопытно, что любовь помогает сохранить хорошую память. Научные исследований показали, что наши воспоминания более долговечны, если они связаны с сильными эмоциями.

Выходит, чем больше человек занимается любовью, тем лучше он живет? "Необязательно, - говорит доктор Мимун. -Лучше заниматься любовью редко, но хорошо, чем часто, но плохо. Любовь благотворна только если это разделенная любовь"