Детские        30.12.2023   

Чего нельзя говорить своему ребенку? Как нельзя разговаривать с ребёнком Фразы, которые никогда нельзя говорить детям.

Многие «воспитательные» фразочки у нас, родителей, вылетают просто на автомате. Мы их слышали от своих родителей, а теперь наши дети слышат их от нас. Не пытаясь «фильтровать» нашу речь, мы можем нанести ребенку существенный вред, ведь все наши запугивания, упреки и предостережения навсегда останутся «голосом в его голове», который в самый неподходящий момент может сбить человека со своего пути, заставить отказаться от чего-то важного и значимого в его жизни. Попробуем разобраться, на что «программируют» ребенка и к чему приводят хорошо известные родительские слова.

1. «Не будешь слушаться – отдам тебя соседке», «Не будешь спать – тебя заберет серый волк», «Будешь убегать – злой дядька тебя заберет и унесет с собой»

Разные ситуации, разные фразы, но одна суть – испугать ребенка, чтобы добиться послушания. Действует безотказно, ведь для ребенка самое страшное – разлучиться с мамой, но имеет существенный «побочный эффект» — от этих страшилок у ребенка может просто развиться невроз. Такие слова не учат ребенка пониманию, почему опасно убегать или не слушаться маму – они просто наводят страх. Пугая ребенка бабайками, злыми дядьками и другими персонажами, мы можем сделать из него невростеника, который будет пугаться любого шороха, но так и не поймет, что же надо делать, чтобы избежать опасности. Лучше доступно объяснять ребенку, почему он должен что-либо делать, и что будет, если этого не делать.

2. «Будешь плохо кушать – не вырастешь (будешь слабым, девочки любить не будут и т.д.)»

Это та же самая страшилка, ведь мы опять пытаемся запугать ребенка какими-то плохими последствиями от его действий. Если вы хотите привить ребенку привычку к полезной пище и режиму питания – найдите что-то, что будет действительно мотивировать, а не запугивать. Как вариант: рассказывайте истории о богатырях, которые побеждают злодеев только благодаря тому, что кушают полезную кашку по утрам, или ставьте пример сильного и смелого папу, который никогда не отказывается от вкусного обеда.

3. «Будешь строить рожи – навсегда останешься с таким лицом», «Будешь ковырять в носу — палец сломаешь»

Дети на то и дети, чтобы кривляться и озорничать, но иногда это бывает совсем не уместно, поэтому такие привычки надо мягко исправлять. Запугивать ребенка тем, что никогда в жизни не произойдет, совершенно бессмысленно, поэтому выбираем другую тактику: рассказываем ребенку, почему беситься, кривляться и ковырять в носу не правильно. Для убедительности можно рассказать, что настоящие герои вырастают только из послушных и прилежных малышей, а в качестве примера можно назвать положительных персонажей из любимого мультика.

4. «Ну что же ты такой неловкий, вечно все ломаешь», «Не лезь, я сама сделаю», «Руки у тебя не тем концом вставлены»

По мнению родителей, эта грубая критика призвана помочь ребенку стать самостоятельным, научиться что-то делать самому, не ломать и не портить вещи. Поймите: ломая новую игрушку, проливая молоко или разбивая тарелку, ребенок правда хочет научиться самостоятельности, но он еще слишком мал и ему нужна помощь. Когда в ответ на свои действия он слышит подобные вещи, он наоборот опускает руки: зачем что-то делать, если я все равно сделаю это плохо и мама наругает. Из таких детей потом вырастают апатичные и безынициативные взрослые, которые на полном серьезе считают себя ни на что не способными неудачниками и даже не берутся за дела. Вместо критики и порицания, от родителей требуется терпение и желание прийти на помощь, когда ребенок об этом просит – остальное придет само.

5. «Ваня уже доел кашу, а ты все еще копаешься», «У всех нормальные дети, а ты вечно…», «У тети Маши Петя на одни пятерки учится, а ты…»

Такие фразочки никогда не побудят ребенка подтянуть учебу или чего-то добиться, ведь они для ребенка – знак того, что родители любят его не самого по себе, а за его достижения. Сравнивать детей вообще не результативно: все дети разные, с разными способностями и возможностями. Максимально раскрыть свои таланты ребенок может только тогда, когда он уверен, что его любят и принимают любым: медлительным, неспортивным, с тройками в дневнике. Именно на это принятие и поддержку и надо делать упор. В противном случае самооценка падает, ребенок может замкнуться в себе и очень невзлюбить объект сравнений.

6. «Ты у нас лучше всех», «Из твоего класса никто тебе даже в подметки не годится»

Ясное дело, что для любых родителей их ребенок – самый лучший, но быть лучшим и самым любимым для мамы с папой и быть лучше всех остальных людей – это разные вещи. Кто-то возразит: «Но надо ведь ребенка хвалить?!». Надо, но подобные высказывания не похвала, а просто пустые дифирамбы, которые порождают у ребенка «звездную болезнь». Меж тем, ему предстоит жить в мире, где никто не будет им восхищаться и считать самым лучшим. Начиная со школы ребенка оценивают: сначала учителя, потом преподаватели в школе или вузе, потом потенциальный работодатель. Никто из них не будет выражать бурных восторгов и считать выросшего ребенка уникальным, незаменимым и самым-самым лучшим. К тому же, ребенок тоже не глуп, и если он понимает, что объективно «проигрывает» кому-то в чем-то, такие высказывания будут порождать только разочарование: мама с папой мне врут, никакой я не самый-самый. Если хочется похвалить – нужно хвалить за конкретные дела и действия («Ты такой молодец, что написал контрольную на пятерку»), а о том, что ребенок самый лучший лучше говорить только в контексте того, что лучший он именно для мамы и папы.

7. «Пока не поешь – гулять не пойдешь», «Пока не соберешь игрушки – не включу мультики»

До определенного момента попытка «сторговаться» с ребенком будет приносить плоды в виде желаемого поведения. Но дети растут и учатся, в первую очередь, у родителей. В более старшем возрасте ребенок точно так же начнет «торговаться» с родителями: буду учиться, если купите новый телефон, помою посуду, если отпустите гулять и т.д. Тактика «услуга за услугу» вообще искажает представление ребенка о том, зачем нужно делать те или иные вещи: к примеру, игрушки надо собирать, чтобы в комнате был порядок, а не для того, чтобы мама смиловалась и включила мультик, но с такой тактикой ребенок этого не усвоит. Если ребенок должен или не должен что-то делать, то нужно просто объяснять свою позицию, а не выторговывать у ребенка нужное поведение в обмен на поблажки и разрешения.

8. «Я с таким чумазым ребенком никуда не пойду», «Я тебя такого вредного не буду любить»

Как обычно: цель – послушание и нужное поведение, а вот средство из разряда калечащих жизнь. Дело в том, что ребенку нужна уверенность в маминой любви безо всяких условий. Такие фразы говорят об обратном: ребенка любят, но только хорошим, послушным, спокойным, чистым и т.д. Получается, что задача ребенка в этом случае – не быть самим собой, а соответствовать родительским ожиданиям. А куда прикажете девать ребенку другие свои не менее естественные проявления: капризы, слезы, недовольство? Все это уходит в неуверенность в себе, страхи и обиды, которые ребенок пронесет через всю жизнь.

9. «Зачем я тебя вообще родила», «Лучше бы у нас родилась девочка/мальчик»

Чаще всего такие фразы вылетают в моменты сильного гнева, когда родители не могут справиться со своими эмоциями. Для ребенка это очень страшные слова, ведь в этот момент родители отвергают его на уровне существования, давая посыл: «Лучше бы тебя не было». Жить с таким грузом ребенку просто невыносимо, ведь родители для него – это весь его мир, и этому миру он как будто не нужен.

10. «Я из-за тебя карьеру не сделала», «Если бы не ты – мы бы каждый год на море отдыхали»

Конечно, ребенок сильно меняет жизнь семьи и приоритеты женщины, но сам-то ребенок не виноват в том, что его появление нарушило чьи-то планы. Вы взрослый человек и за свою жизнь отвечаете вы, а не беззащитное и зависимое от вас существо. Такие фразы «награждают» ребенка грузом ответственности за жизнь родителей и чувством вины, за их несбывшиеся мечты и планы.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

11. «Мне без разницы, что ты там хочешь, делай, как я сказала», «Кто тебя вообще спрашивает», «Я сказала так, значит так»

Не самая удачная попытка проявить твердость воли и характер. Такие приказы без попытки обсудить и услышать мнение ребенка – это очень жесткое давление, а чем больше давление, тем сильнее сопротивление. Настаивая на своем, всегда объясняйте ребенку, почему должно быть именно так, и сочувствуйте, если его желания не совпадают с необходимостью что-то делать, а когда-то просто позвольте ребенку сделать свой выбор – так он научится сам решать, что ему нужно, и аргументировать свою позицию. В противном случае вас могут ждать крайности: от безвольного человека, неспособного ничего решить, потому что за него всегда все решала мама, до отчаянного бунтаря, который в любой ситуации «гнет свою линию» и никого не слышит.

12. «Как ты меня измотал, наверное, давление поднялось», «Ты так орешь, что у меня голова трещит от тебя», «Будешь так себя вести – я расстроюсь и заболею»

Эти фразы – попытка сыграть на страхе ребенка потерять маму. Манипулировать этим страхом очень опасно, ведь таким образом вы назначаете ребенка ответственным за свою жизнь и здоровье. При таком раскладе, если с вами правда что-то случится – ребенок всю жизнь будет жить с убеждением, что это произошло по его вине. Если нужно успокоить ребенка – методично объясняйте ему, почему нельзя кричать, топать, стучать, кидать дома мяч и т.д. Это потребует больше сил и времени, но не принесет вреда и не травмирует ребенка.

13. «Лучше не попадайся мне на глаза», «Исчезни, чтобы я тебя вообще не видела здесь»

Этими фразами вы тоже отвергаете ребенка, а для него это очень страшно и болезненно. Когда вы не справляетесь со своими эмоциями — действуйте, как при крушении самолета: «кислородную маску» сначала надо надеть на себя, и только потом заниматься ребенком. Вашей «кислородной маской» может быть уход в другую комнату, медленный счет до 10, глоток воды, то есть то, что вернет вас в нормальное состояние, в котором такие вещи вы точно не произнесете.

14. «Да бери, только оставь меня в покое»

Если для ребенка есть какие-то запреты, они должны быть «железными». Подобные фразы звучат тогда, когда мама долго сопротивлялась, а потом сдалась, лишь бы ребенок отстал. В этот момент малыш начинает понимать: «Если нельзя, но долго просить или жалобно плакать – то можно». Для ребенка это означает, что любой запрет можно сломать определенными усилиями, и эту яму манипуляций и разрушенных запретов роете вы сами.

15. «Еще раз так сделаешь – мультиков больше не увидишь», «Еще раз скажешь такое слово – останешься без прогулок»

Главная проблема в попытках наказать ребенка лишением чего-нибудь в том, что эти угрозы чаще всего не сбываются. А значит, после пары таких случаев ребенок на эти слова даже реагировать не будет: все равно мама ничего не сделает. Либо держите свое слово (но тогда выбирайте наказание, адекватное ситуации), либо не сотрясайте воздух понапрасну.

16. «Сейчас же успокойся», «Ну-ка быстро замолчал!», «Стой нормально»

Эти грубые окрики больше напоминают элементы дрессуры, а не общение с любимым ребенком. Даже маленький ребенок – уже личность, которую надо уважать, а общение в таком тоне с уважением никак не ассоциируется. Имейте в виду, что каждое грубое слово, сказанное ребенку, вернется вам в будущем еще большей грубостью и пренебрежением.

17. «Нашел из-за чего реветь, ерунда какая!», «Ну что ты нюни распустил из-за пустяка»

Взрослые и дети по-разному смотрят на вещи, так что пустяки могут быть действительно целой трагедией для малыша. Такими фразами вы обесцениваете его чувства и показываете, что его проблемы кажутся вам смешными. Ребенок же при этом не получает понимания и принятия, остается невыслушанным и учится прятать свои истинные чувства: все равно их некому излить.

18. «Не куплю тебе ничего, у меня денег нет»

Поход по магазинам часто сопровождается разными «купи» со стороны ребенка, и взрослые часто пресекают это выпрашивание одной фразой «нет денег». Ребенок из этой ситуации выносит только то, что его родители – неудачники, которые ничего не могут ему купить. Лучше научить ребенка контролировать свои желания не отсутствием финансов, а пониманием того, что, к примеру, много сладкого есть вредно, а покупать очередной трансформер, когда их и так уже есть 10 штук, не разумно. Для этого свои отказы нужно логически объяснять, а не отмахиваться фразой «денег нет».

19. «Не придумывай, там никого нет», «Хватит плакать, в темноте ничего страшного нет»

У детей бурная фантазия, поэтому всегда есть какие страхи: шорохи, тени, темнота, монстры под кроватью и бабайки в шкафу. Эти страхи – нормальные чувства ребенка, которые важно принимать, а не игнорировать. Успокойте малыша, проверьте и убедитесь вместе с ним, что бояться нечего. Отмахиваясь от ребенка и даже ругая его за его страхи, вы только подталкиваете его к тому, чтобы ничем не делиться и держать все в себе. Иногда не прожитые детские страхи превращаются в серьезные фобии, которые будут отравлять жизнь даже во взрослом возрасте.

20. «Ой, какой ты невоспитанный», «Ах ты жадина», «Ой, какой грязнуля, как поросенок»

Все эти фразы носят негативный оценочный характер, для ребенка это посыл «Я плохой». Вообще, осуждать ребенка за какие-то несовершенства очень странно, ведь он такой, каким вы его воспитываете. Если хотите, чтобы ребенок вырос культурным, щедрым и аккуратным – учите его этому сами, показывайте, как нужно вести себя, а не критикуйте.

Если вы хотите найти здоровый подход к воспитанию детей, начните с исключения этих 40 фраз из своего лексикона.

1. «Ты этого не понимаешь»

Чувства детей столь же важны, как и чувства взрослых. Даже если ваш ребенок говорит то, что, по вашему мнению, неправда, все равно важно, чтобы вы не отвергали это.

2. «Ты толстый»

Ваши замечания не послужат мотивацией к похудению, но могут стать катализатором серьезных эмоциональных проблем в будущем. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был здоров, научите его, как готовить здоровую пищу и регулярно тренируйтесь с ним.

3. «Перестань плакать»

Вас когда-нибудь заставляли перестать плакать? Это когда-нибудь срабатывало? Когда вы говорите это ребенку, вы заставляете его плакать вдвойне сильнее: по изначальной причине и в ответ на ваши указы.

4. «Я делал это, когда был в твоем возрасте»

Хотя всегда приятно чувствовать, что вы передаете свои навыки следующему поколению, все же замечания о том, будто ваши дети не в состоянии освоить ваших личных достижений, могут быть вредны в долгосрочной перспективе. Все дети развиваются по-разному, и каждый ребенок боится разочаровать своего родителя.

5. «Будь большой девочкой/мальчиком»

Эмоциональная зрелость - это и умение, и то, что имеет тенденцию развиваться с возрастом. Фраза «будь большим мальчиком»/«большой девочкой» предполагает, будто они могут включить/выключить эту функцию при любом удобном случае.

6. «Почему ты не получил 5?»

Если вы никогда не спрашивали своего друга, менеджера, почему он до сих пор не стал генеральным директором, кажется немного глупым спрашивать ребенка, почему он получил 4, а не 5.

7. «Ты эгоист»

Дети могут демонстрировать разные виды поведения. Но если ребенок слышит от родителя: «Ты эгоист», - это может иметь разрушительные последствия. Попытайтесь обсудить с ребенком, как вы чувствуете себя в ответ на его якобы «эгоистичное» поведение. И тогда вы сможете воспитать более великодушного ребенка.

8. «Ты же не серьезно»

Когда ваш ребенок говорит вам, будто он ненавидит своих учителей, называет себя глупым из-за плохих оценок или говорит, что он бы предпочел жить на улице, чем в вашем доме, - это, конечно, неприятно. Однако вы никогда не должны позволять словам «ты же не серьезно» вылететь из ваших уст.

9. «Не умничай»

Мы все хотели бы, чтобы наши дети выросли сильными, умными и независимыми. Но выражения типа «не будь слабаком» - не способ сделать это. Все, чего вы добьетесь этими словами, - нанесете ущерб самооценке ребенка.

10. «Мой дом - мои правила»

Выражение «мой дом - мои правила» послужит стимулом для прекращения общения между вами и вашими детьми. Если вы хотите, чтобы дети знали, какова ваша политика, было бы разумнее обосновать свои рассуждения.

11. «Ты меня огорчаешь»

Это заявление заставляет ребенка чувствовать ответственность за счастье своих родителей, вследствие чего ребенок пребывает будто бы под тяжким грузом.

12. «Это случалось со мной, и я в порядке»

Некоторые люди, несмотря на страшное детство, выросли приличными взрослыми. Однако это утверждение слишком часто используется для оправдания оскорбительного поведения. По крайней мере, это говорит детям, будто вы ожидаете, чтобы они реагировали на какие-либо ситуации так же, как и вы. Вы устанавливаете стандарт, который почти невозможно выполнить.

13. «Почему ты не можешь быть, как твой брат?»

Когда родители спрашивают своих детей, почему они не похожи на своего брата, это способствует нездоровому соревнованию и может заставить ребенка чувствовать, что все, что бы он ни делал, - это не достаточно хорошо.

14. «Ты идеальный»

Может показаться, что сказать своему ребенку такое, - хорошо, но это может иметь неприятные последствия. Когда вы говорите ребенку, что он совершенен, это может привести к опустошению в той ситуации, когда он почувствует, что не достиг отметки.

15. «Не преувеличивай»

Говорить малышу, чтобы он не преувеличивал, - это не способ решить проблему. Даже если ребенок очень остро реагирует, он может не замечать этого. Вместо этого попробуйте поговорить с ним о том, что он чувствует.

16. «Ты глава семьи»

Мы склонны чрезмерно нагружать мальчиков, чтобы они выросли и вели себя, как «настоящие» мужчины, даже когда они очень молоды. Наставление «ты глава семьи» может вызвать чрезмерный стресс.

17. «Ты в порядке»

Это высказывание, когда кто-то плачет, может быть автоматической реакцией. Но это как бы демонстрирует, что вы ставите спокойствие выше всего остального.

18. «Будь хорошей девочкой»

Концепция «хорошей девочки» довольно глубоко укоренилась в нашей культуре. К сожалению, когда вы говорите это, вы подкрепляете устаревшее ожидание.

19. «Как можно тебе отказать»

Трудно отказывать своим детям, потому что вы их любите. Тем не менее вы не должны говорить, что не можете им ни в чем отказать, потому что когда-нибудь они попросят вас о чем-нибудь невыполнимом, и ваш отказ станет серьезным ударом.

20 «Все твои вещи - мои»

Вы купили большую часть вещей своего ребенка. Но говорить, что у него ничего нет своего, может быть травмирующим.

21. «Ты ленивый»

Если вы скажете это ребенку, он будет чувствовать, что ничего не может сделать, чтобы изменить это.

22. «Доедай»

Это выражение может послужить поводом к непониманию ребенком разницы между удовлетворенностью и перееданием.

23. «Этого недостаточно»

Говорить ребенку, что того, что он делает, недостаточно, не будет для него мотивацией, особенно если он старался изо всех сил.

24. «Не заставляй меня повторяться»

Рассказывать своим детям, что вы не хотите повторяться, - это нечто большее, чем скрытая угроза. Это не то, что сделает их лучше.

25. «Ты неблагодарный»

Если вы назовете ребенка неблагодарным, он будет чувствовать себя плохо. Вместо этого объясните, почему благодарность так важна.

26. «Ты самый красивый»

Говоря ребенку, что он самый красивый, можно установить невыполнимый стандарт, а также заставить вашего ребенка соотносить свою самооценку с внешностью.

27. «Прекрати вести себя, как ребенок»

Дети - эмоциональные существа, и они не полностью контролируют свои чувства. Поговорите с вашим ребенком о том, почему он так чувствует себя и как вы можете помочь.

28. «Ты можешь сделать лучше»

Даже когда дети стараются изо всех сил, у них может не получиться то, на что вы надеялись. И это нужно понимать.

29. «Практика делает совершенным»

Практика, как правило, делает людей лучше, но большинство детей не смогут стать вундеркиндами только потому, что вы заставляете их играть на скрипке, пока их пальцы не начнут кровоточить.

30. «Я зол на тебя»

Важно, чтобы родители были спокойны и избегали таких выражений. Это может заставить ребенка чувствовать ответственность за чувства этого взрослого. Вместо этого обсудите, как вы себя чувствуете в ответ на это конкретное поведение ребенка и что вы можете сделать для мирного разрешения конфликта.

31. «Я делаю все для тебя»

Сказанное может заставить ребенка чувствовать себя обязанным вам и одновременно обиженным на вас.

32. «Я не злюсь, я просто разочарован»

Говорить детям, что вы разочарованы, как альтернатива тому, что вы злы, нерационально, это не решит проблему, не скажет им, как они могут сделать лучше, но заставит их чувствовать ответственность за свои чувства.

33. «Ты делаешь это неправильно»

Позвольте вашим детям попробовать и потерпеть неудачу - это основная часть процесса обучения.

34. «Я выгляжу толстой?»

Если вы спросите своего ребенка, выглядите ли вы толстой, вы не просто дадите ему понять, что быть толстым плохо, вы также будто проверяете его, что ненормально.

35. «Ты должен смириться»

Настаивая на этом, вместо того чтобы просто объяснить, почему поведение ребенка было ненормальным и что нужно изменить, вы только заставите его почувствовать себя плохо.

36. «Потому что я так сказал»

Когда вы говорите, что что-то истинно потому, что вы так сказали, это не дает стимула следовать правилам. Объясните, почему вы ввели это правило.

37. «Успокойся»

Предлагая кому-то успокоиться, вы можете не достичь этой цели, а даже ухудшить ситуацию.

38. «Я дам тебе поплакать»

Говорить своему ребенку, что вы дадите ему возможность поплакать, когда он расстроен, - это эмоционально оскорбительное поведение.

39. «Ты точно такой же, как твоя мать/отец»

Когда ребенок демонстрирует плохое поведение, схожее с поведением вашего супруга, не стоит его этим упрекать. Это расстроит и вас, и ребенка.

40. «Лучше бы ты никогда не родилась»

Никогда нельзя говорить подобное. Когда вы расстроены, просто уйдите, пока не остынете, чтобы ответить более уравновешенным образом.

Каждая мама желает видеть своего ребенка самым лучшим, умным и самым-самым во всем. Но дети не могут быть идеальными. И порой родители прибегают к словам и фразам, которые не только обидны для маленьких детей, но и со временем могут привести к возникновению многих комплексов и страхов. Давайте разберемся, как нельзя разговаривать с ребенком.

«Ты такой неуклюжий»

Ребенок с рождения не в состоянии кушать, не проливая еду на пол и самостоятельно одеваться, поэтому нельзя ругать дочь или сына за то, что они не такие аккуратные как соседская девочка. Лучше проявить терпение и поддержать ласковым словом. Если ребенок действительно не может завязать шнурки, стоит подобрать комплекс упражнений для развития мелкой моторики.

«Не мешай»

Эти слова неприятно слышать не только ребенку, но и взрослому. Если родители действительно заняты, например, папа чинит кран, а ребенок пристает с расспросами как правильно держать отвертку, то ребенку нужно либо разрешить помочь или отвлечь его другой игрой. Нет таких детей, которые часами напролет сидели в углу и играли в одиночестве, поэтому в силу своей занятости стоит иметь в запасе несколько вариантов игр.

«Ты уже большой»

Если не переусердствовать, то эта фраза очень даже пригодится. У ребенка нужно вызвать положительные эмоции, когда вспоминают, что он уже большой. Если ребенок помог убраться, помыть тарелки, при этом его берут в цирк и кино. Сделать нужно так, чтобы «быть большим» было выгодно и приятно.

Родителям стоит чаще помнить слова любви и забыть такие фразы как «ты мне не нужен», «ты же девочка (мальчик)» и прочие. Нужно прислушаться к себе. Неужели дорогое сокровище как любимый ребенок должен быть отвергнут в трудные для него или родителей минуты.

Недавно ваш малыш лежал на кроватке и тянул к вам ручки, а теперь он – самый главный затейник и исследователь? Да, малыши стараются как можно быстрее исследовать окружающий мир и им невдомек, почему мама запрещает им лазать в розетки или брать нож. Конечно, для родителей подобное «изучение мира» связано со многими беспокойствами, так как ребенок не только может испортить какую-то вещь, но и может подвергнуть себя опасности.

Именно потому психологи рекомендуют уже начиная с года объяснять малышам, что такое «нельзя» и «нет». Как делать это правильно, чтобы не вызвать агрессию и у малыша не появилось желание сделать все против воли родителей, читайте ниже.

Как дети воспринимают запреты

Родители вынуждены смириться с тем, что кроха, исследуя мир, обязательно полезет и в унитаз, и потянется к миксеру, так как не может сразу же идентифицировать, что эти предметы опасны для него. Ему интересно и потому кроха пытается утолить свое любопытство. Если же мама или папа что-то ему запрещают, сразу же немедля ребенок начинает плакать. Это вполне нормальная реакция, так как таким образом малыш выражает свой протест.

Когда мама или папа запрещают ребенку лезть к микроволновке, они сетуют на то, что он пытается дернуть провод миксера, ведь ему же запрещали трогать технику на кухне. На самом деле это невозможно, так как в раннем детстве дети еще не осознают, что такое запрет и не умеют сопоставлять две аналогичные ситуации. Потому не стоит думать, что таким образом ребенок хочет как-то вам насолить, это не так, это просто особенность детского восприятия, к которой нужно относится с терпением.

Также малыши не воспринимают запрет как нечто постоянное и глобальное, потому удивляться тому, что завтра ребенок может сделать то, что мама запрещала делать сегодня, не стоит.

Не злоупотребляйте запретами

Перво-наперво, следует усвоить – нельзя все запрещать ребенку, так как слыша регулярно «нет» и «нельзя», дети перестают воспринимать их как сигнал немедленно отойти и не продолжать совершать действие.

Свое любопытство ребенок все равно должен утолить, потому пусть бегает по улице, гоняет бабочек и трогает все, что не причинит ему вреда. Помните, что если кроха запачкается, одежду можно будет постирать, а вот успокоить «маленького исследователя», которому снова что-то запретили, удастся не так просто.

Также следует учитывать, что дети до трех лет не понимают, почему на детской площадке они могут играть водяным пистолетом, а дома из него стрелять по стенам нельзя. В таких случаях нужно без запретных слов объяснить, почему действуют такие правила.

Слово «нельзя» до трех лет родители могут использовать, если совершаемое действие может быть опасным для малыша, а также если он кому-то может причинить боль. Нельзя бить кого-то, нельзя кусаться, щипаться, нельзя всовывать вилку в розетку. Если действие малыша не приносит никакого вреда, то тогда запрещать ему что-то только из-за нежелания после убирать, не стоит.

Как только малышу исполнится три года, он будет понимать больше и уже тогда ему можно будет объяснить, почему нельзя рисовать красками на обоях.

Важно объяснять причину запрета

Родителям следует запомнить – одного запрета мало, ребенку нужно обязательно объяснить, почему его действие может нести опасность и что родители не запрещают ему ничего только из-за своей прихоти. Объяснение причины должно быть простым, также можно воочию показать, почему, например, трогать горячую кастрюлю опасно. Можно дать малышу ее коснуться, когда она слегка остынет, чтобы он понял, что так она теплая, а когда стоит на огне, становится очень горячей и касание к ней может закончится ожогом.

Чтобы ребенок понимал значение слова «нельзя», ему следует чаще повторять слово «можно». Прекрасный результат дает их использование в одном предложении, к примеру, можно сказать: «Нельзя трогать руками горячую кастрюлю, но можно взять ложку и поиграть ей!» Когда ребенок услышит, что ему «можно», это отвлечет от того досадного обстоятельства, что родители запрещают сделать что-то другое и будет сопутствовать его развитию и исследованию окружающего мира.

Чтобы ребенка не тянуло к «запретному плоду», следует ему купить вещи, похожие на взрослые. К примеру, игрушечные инструменты или игрушечную посуду. Тогда у девочки будет игрушечная плита, на которой она, как и мама, сможет готовить суп, а у мальчика будет свой молоток, как у папы. Так, интерес малыша к взрослым вещам пропадет, кроме того когда у него появятся свои вещи, он почувствует себя более взрослым.

Запреты должны быть системными

Рассуждая на тему запретов, нельзя не учитывать то, что они обязательно должны иметь системный характер. То есть если мама не разрешила рисовать красками на обоях сегодня, то она не разрешит это сделать и завтра, и это не будет зависеть от ее усталости или занятости. Если же на следующий день после «нельзя» ребенок услышит «можно», тогда он сделает вывод, что запрет зависит исключительно от настроения родителей и на самом деле запретная вещь не несет никакой опасности, а следовательно родителя можно не послушать.

Это же касается таких случаев, когда мама запрещает, а папа – разрешает. Это сразу же понижает авторитет мамы в глазах ребенка, так как теперь все спрашивать он будет именно у папы. Поэтому родители должны быть едины в своих запретах и даже слезы или истерики не должны влиять на это. Тоже самое касается бабушек и дедушек, желая выглядеть более добрыми, чем родители, они не должны разрешать внукам то, что им запрещено дома.

Будьте гибкими

В это же время психологи рекомендуют порой проявлять и некоторую гибкость. Так, когда малыш болеет, ему можно в виду его состояния, разрешить что-то больше, чем обычно. Однако ребенка нужно сразу же предупредить – как только он выздоровеет, запрет снова начнет действовать.

В таком сложном вопросе как запрет важно все делать правильно, в том числе и самим не провоцировать детей на определенные поступки. Так, вполне логично, что если бумаги лежат на столе, то ребенок рано или поздно захочет их посмотреть. Потому, чтобы не запрещать трогать документы, лучше всего их просто убрать в ящик. Подобных ситуаций очень много.

Все вещи, которые ребенку трогать нельзя, следует убрать в недоступные для него места. Особенно это касается ценных и хрупких вещей. Малыша следует оградить от всего, что может стать для него опасным, но что может пробудить его интерес, а именно острые углы, режущие и колющие предметы, стекла и розетки.

Как правильно говорить «нет»

Чтобы запрет не пробуждал истерику или агрессию малыша, нужно следовать нижеуказанным советам.

  • Следите за своим тоном и интонацией. Голос должен быть спокоен, запрещая что-то, нельзя ругаться или кричать, но при этом всем своим видом нужно показать, что мама или папа рассержены и обижены. Также нельзя ребенка запугивать или угрожать ему, так как вместо уважения со стороны малыша, можно пробудить в нем страх. Спокойная интонация увеличит шансы того, что кроха все услышит и поймет, что если он снова сделает что-то подобное, строгого наказания не избежать.
  • Проявите уважение к ребенку. Оскорблять малыша ни в коем случае нельзя, так как это понижает его самооценку. После оскорбительных слов не исключено, что ребенок потеряет доверие к родителям.
  • Вспомните себя в детстве. Желая запретить малышу что-то сделать, подумайте, а хотелось вам того же. Возможно есть варианты удовлетворить интересы крохи.
  • Корректируйте запреты в соответствии с возрастом малыша. Взрослея, ребенок уже сможет и сам залезть на стул и достать что-то с полки, не стоит запрещать ему этого делать, проявляя гиперопеку. Однако это не значит, что нужно забывать про меры предосторожности.
  • Станьте личным примером. Если вы сами постоянно опаздываете куда-то или не уважаете окружающих, то как сможете требовать это от ребенка, который учится у своих родителей?

Перечень запретов должен быть небольшим и включать только то, что действительно несет в себе опасность. Не забывайте про альтернативу – наряду со словом «нельзя», используйте и слово «можно». В скором времени вы увидите и результат такого воспитания, малыш станет более послушным.

В общении с детьми мы порой используем те слова, которые слышали от своих родителей. Многие фразы передавались из поколения в поколение, а мы особо не задумывались над их смыслом. Но правильно ли мы их употребляем с точки зрения педагогики и психологии?

1) «Видеть тебя больше не хочу!»

Обычно родители реагируют на плохое поведение своего ребенка фразой: «Я с тобой больше не разговариваю» или могут объявить бойкот без объяснения причин. После этого малыш начинает ещё больше капризничать, так как очень тяжело переносит такое наказание.

Ведь проявление любви с точки зрения ребёнка - это внимание мамы, её забота, умение выслушать его.

Психологи не советуют пользоваться таким приёмом с детьми до трёх лет, так как можно нанести вред психике малыша. Ребёнку постарше можно сказать: «Когда ты кричишь, я тебя не слышу».

Если школьник не выполнил своего обещания или чем-то обидел родителей, то они могут даже объявить бойкот. Игнорирование не воспитывает, а является выражением нашей обиды. Необходимо объяснить ребёнку, чем вы недовольны, что вам не нравится в его поведении. Разумнее сказать: «Не хочу с тобой разговаривать, потому что я очень обижена - ты не убрал игрушки к приходу гостей, как обещал».

2) «Нам не нужен такой мальчик, мы возьмём другого ребёнка, который будет нас слушаться»

В момент гнева мать может сказать такую фразу и не подумать о том, что она может сильно ранить душу ребенка и оставить след в его памяти на всю жизнь. Малыш не знает о том, что вы чем-то огорчены, обижены. Для него это не так важно, как ваши слова.

3) «Ты мне надоел!», «Достал!», «Как я от тебя устала

Такие фразы ребёнок понимает по-своему. У него формируется модель детско-родительских отношений, в которых его место - далеко не главное. Взрослые не задумываются о том, что сказанное может негативно отразиться на дальнейших взаимоотношениях с дочерью или сыном.

Ребёнок воспринимает буквально всё, что ему говорят. После фразы «уйди отсюда, не мешай» он может подумать, что им не дорожат, от него хотят избавиться.

Взрослые включают детям телевизор, компьютер, только бы те оставили их в покое. Родители, сами того не ведая, утрачивают связь с ребёнком, теряют его доверие, любовь и перестают быть его другом. В дальнейшем будет гораздо труднее наладить отношения, чем их разрушить. Любую негативную фразу, сказанную сгоряча, дети принимают очень близко к сердцу. Подумайте сто раз, не повредит ли сказанное слово психике вашего малыша.

4) «Ты такой…», «Какой ты неуклюжий!», «Неряха!»

Так начинают говорить мамы, когда видят своего малыша за обеденным столом. 2-летний кроха хочет есть самостоятельно, но постоянно что-то роняет, разливает сок. В ответ он слышит неприятные слова в свой адрес. Та же картина повторяется, если ребёнок спотыкается или ходит и постоянно падает на ровном месте.

Обидные слова вызывают противоположный эффект. От страха сделать что-то не так малыш допускает одну и ту же оплошность, и неправильный навык закрепляется. Нужно только набраться терпения, и ребёнок со временем научится делать всё аккуратно. Не торопите его, а помогайте ему развиваться.

5) «Гузель наш лучший художник, а Ринат наш лучший писатель, Алия прекрасная артистка»

Не приклеивайте детям ярлыки и не навязывайте им различные роли. Не важно, позитивные или негативные, но они всегда остаются ролями. Ребёнок может застрять в них и бояться пробовать что-то новое. Дети могут соперничать друг с другом, добиться в чём-либо большого успеха и стать предметом ненависти брата или сестры.

Избавьте своих малышей от стандартных ролей. Каждый ребенок индивидуальный, неповторимый, многогранный. Сейчас девочка спокойная, тихая, а через 10 минут уже становится веселой, активной. Сегодня мальчик медлительный, а на следующий день превращается в серьёзного ученика. Дети всегда развиваются и меняются.

6) «У тебя это не получится - дай я сделаю»

Детские психологи считают, что подобные фразы программируют ребёнка на неудачу, вселяют неуверенность в собственных силах. Малыш начинает чувствовать себя глупым и неловким, поэтому в дальнейшем будет стараться реже проявлять инициативу.

7) «Бери, что хочешь, только успокойся»

Если родители что-то запрещали ребёнку, а потом вдруг разрешили, то для детей это словно сигнал, что с помощью нытья, капризов и криков можно добиться своего. В дальнейшем они перестанут воспринимать наши отказы всерьёз. Каждый ребёнок должен знать, что дозволено не всё, что хочется, и есть слово «нет».

8) Если я ещё раз такое увижу - ты получишь от меня!»

Ребёнок должен знать о наказании , если он ослушается родителей. Взрослым нужно сдерживать такие обещания. Детям стоит понимать, что это не просто пустые слова, к которым можно не прислушиваться - мама может перейти к действиям.

9) «Не расстраивайся ты так из-за ерунды»

Детские проблемы отличаются от наших. Мы не придаём им значения, но для малышей они кажутся глобальными и серьёзными. Если вы хотите иметь доверительные отношения с ребёнком, относитесь к его проблемам серьёзно и принимайте решения сообща. В противном случае вы потеряете с ним связь, так как он перестанет делиться с вами переживаниями, считая их ерундовыми.

10) « Не плачь», «Перестань немедленно!»

После такой фразы ребенок обычно не успокаивается, а наоборот протестует: плачет ещё громче или начинает огрызаться. Подобные слова не имеют должного воздействия. Лучше успокойте ребёнка, обнимите, приласкайте, поговорите с ним по душам, переключите его внимание на что-то другое. Так вы показываете малышу, что понимаете и принимаете его чувства. Это очень важно для детей.

11) «А я тебе за это шоколадку куплю!»

Такую фразу часто приходится слышать от бабушек. Они готовы покупать конфеты, шоколадки, только бы ребёнок съел кашу или тихо вел себя в гостях. Некоторые родители дают деньги за хорошую успеваемость в школе или помощь по дому. Такие приёмы срабатывают, но не приносят пользы. Воспитание, построенное на системе материальных вознаграждений, формирует у детей неправильное представление о взаимодействии в семье. Товарно-денежные отношения хороши для работы, а межличностные отношения должны строиться на основе любви, помощи, взаимовыручки. Если малыш с детства привык получать материальное вознаграждение за совершение хорошего поступка, то в будущем ему сложно будет объяснить такие понятия, как сочувствие, дружеская поддержка, бескорыстная помощь.

12) «Молодец!», «Отлично!», «Очень хорошо!»

Как часто мы говорим детям эти слова, да и сами слышим от кого-то в свой адрес? Однако психологи утверждают, что при частом употреблении одной и той же похвалы она становится обезличенной.

Вместо того, чтобы оценивать действия ребёнка, лучше детально описать его поступки. Например, если он получил пятёрку в школе, вместо привычного «молодец» скажите: «Вижу, ты отлично подготовился к предмету, много занимался. Ты, наверное, очень доволен». Такое высказывание более благотворно воздействует на детей, потому что они получают эмоциональную поддержку от родителей.

13) «Почему ты не можешь быть как…?»

Старайтесь не сравнивать своего ребёнка ни с кем, даже с сестрой или братом. Подобная фраза может ранить душу, посеять вражду, ревность, обиду по отношению к другому. Ваши слова вызовут негативную реакцию, спровоцируют нежелание делать то, что вы просите.

Научитесь правильно разговаривать со своим ребёнком. Избегайте не только ненужных фраз, но и повышения голоса. Ведь крик свидетельствует о слабости человека: этим мы не воспитываем детей, а только отдаляем от себя. Неправильные и обидные фразы негативно влияют на вашего ребёнка, травмируют его психику. Малыш может замкнуться в себе, что также вызовет появление различных комплексов в подростковом периоде и неуверенности в себе.